Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. С дошкольного возраста нужно начинать формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество. В детском саду для этого есть немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников является приоритетным направлением в педагогике. Задачи программы музыкального развития также предполагают работу в этом направлении. Развитие аккуратности, исполнительности, уважительного отношения друг к другу возможно через ознакомление с музыкальными произведениями, разучиванием танцев, сценок.
Изучение правил поведения (в процессе проведения музыкального занятия) может присутствовать в любом виде деятельности, только формы воплощения будут разные.
Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?
В различных гимнастиках (артикуляционной, дыхательной, пальчиковой) правила поведения могут быть в тексте упражнений. Например, пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобою дружим,
Маленькие пальчики.
Или же:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Артикуляционная гимнастика:
Проснулся язычок утром, поздоровался с солнышком, травкой… и т. д.
Дети на примере упражнений, попевок знакомятся с правилами поведения, запоминают их, и используют в повседневности.
Каждое музыкальное занятие у нас начинается с приветствия.
Есть несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета - приветствовать друг друга при встрече. Самое простое - это пропевание слов приветствия: «Здравствуйте, ребята!», «Привет», «Доброе утро» и т. д. Можно импровизировать на основе музыкальных игр, например, музыкальная игра «Приветствие» (Дети двигаются по залу в разных направлениях, по окончанию музыки здороваются, можно детям предложить следующий игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, как англичане и т. д.). С детьми можно разучить песенки приветствия. «В этот чудесный день, добрый день…», «Если добрый день с утра…».
Такими же играми можно завершить занятие, только вместо приветствия – использовать слова прощания.
Слушание музыки решает сразу несколько задач:
- овладение элементарными представлениями о музыке, как о виде искусства,
- о выразительных средствах (мелодия, метроритм, темп, динамика, регистры и т. д.,
- о простейших музыкальных жанрах и более сложных,
- о видах музыки.
Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами этикета, через прослушивание музыкальных произведений.
При прослушивании музыки детям можно предложить изобразить героев музыкального произведения в определённой ситуации. Например, при прослушивании «Ноктюрна» Ф. Шопена, дети изображают снежинки, прослушивая произведение второй раз. Можно попросить детей изображать «воспитанные снежинки», которые никого не толкают, пропускают вперёд, тем самым, закрепив тему «Правила поведения в общественных местах». Также работаем над другими образами, прослушивая разные музыкальные произведения.
Кроме задач певческого развития, таких как - развитие интереса, к певческой деятельности, желание слушать песни разных жанров и исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни, овладение основными певческими навыками, а также навыками хорового пения, исполнение песни в соответствии с характером, содержанием, выразительными средствами можно реализовывать задачи по изучению правил этикета, используя произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах. («Дружба крепкая» М. Пляцковский, Б. Савельев; «Вежливая песенка» Ю. Степанова-Пинус и т. д.).
В любой песне есть два взаимосвязанных компонента: слово и музыка. Правила поведения могут содержаться в текстах песен. Таким образом, кроме работы над певческими навыками, мы работаем и над изучением правил поведения.
Работа над развитием творческих способностей может идти по нескольким направлениям:
- накапливание и обогащения музыкальных впечатлений детей,
- развитие творческого воображения,
- побуждение к импровизации игровых образов с использованием доступных средств выразительности.
Игровые образы могут воплощать в себе разные черты, и мы тоже можем ставить перед собой задачу - закрепить правильное поведение в процессе реализации определённого образа.
Особое внимание хотелось бы уделить этикету в разделе музыкально-ритмические движения. Тут, как и в песенном творчестве, можно рассмотреть две составляющие. Работа над правилами поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца (приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное расположение во время танца, сохранение рисунка танца). При работе над парными танцами особое внимание уделяется гендерному аспекту. Роль мальчика и роль девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с общепринятыми в обществе правилами поведения. Мальчик приглашает девочку на танец - провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее.
Работа над образом танца - это вторая составляющая. Характерные образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и отрицательными. Так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задумываться о поступках образа. (Например, «Танец Разбойников», «Танец Бабок Ёжек», и «Танец Джентльменов», «Гусарский танец») В дальнейшем, дети учатся себя вести в соответствии с нормами социума.
В понятии «коммуникативные танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить, взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми, которые нравятся, но и с теми, которые не очень приятны. Коммуникативный танец «Повстречались – подружились» очень часто используется в нашей работе. На первую часть музыки дети ходят в рассыпную по залу. На вторую часть – находят «друга», ребёнка, который стоит рядом, исполняют с ним несложные движения.
Одна из разновидностей танцев и игр- это танцы и игры под музыку с пением. Например, такие танцы как «Полька с хлопками», музыкальные игры «Бусы», «Ищи», «Луна» и др. Для работы над правилами поведения можно брать песни с текстами, в которых содержаться алгоритмы поведения, правила поведения. Например, «Что такое этикет?», «Правила поведения» и т.д.
При подготовке к праздникам мы тоже помогаем детям вспомнить правила поведения на празднике. Это является важным этапом подготовки мероприятия. Помогает настроиться на праздник, как детям, так и их родителям.
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.
Хотелось бы заметить, что работу по нравственному воспитанию детей и развитию их творческих способностей следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.
Источник: https://rudyk-domoddou23.edumsko.ru/articles/post/1377309
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. С дошкольного возраста нужно начинать формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество. В детском саду для этого есть немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников является приоритетным направлением в педагогике. Задачи программы музыкального развития также предполагают работу в этом направлении. Развитие аккуратности, исполнительности, уважительного отношения друг к другу возможно через ознакомление с музыкальными произведениями, разучиванием танцев, сценок.
Изучение правил поведения (в процессе проведения музыкального занятия) может присутствовать в любом виде деятельности, только формы воплощения будут разные.
Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?
В различных гимнастиках (артикуляционной, дыхательной, пальчиковой) правила поведения могут быть в тексте упражнений. Например, пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобою дружим,
Маленькие пальчики.
Или же:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Артикуляционная гимнастика:
Проснулся язычок утром, поздоровался с солнышком, травкой… и т. д.
Дети на примере упражнений, попевок знакомятся с правилами поведения, запоминают их, и используют в повседневности.
Каждое музыкальное занятие у нас начинается с приветствия.
Есть несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета - приветствовать друг друга при встрече. Самое простое - это пропевание слов приветствия: «Здравствуйте, ребята!», «Привет», «Доброе утро» и т. д. Можно импровизировать на основе музыкальных игр, например, музыкальная игра «Приветствие» (Дети двигаются по залу в разных направлениях, по окончанию музыки здороваются, можно детям предложить следующий игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, как англичане и т. д.). С детьми можно разучить песенки приветствия. «В этот чудесный день, добрый день…», «Если добрый день с утра…».
Такими же играми можно завершить занятие, только вместо приветствия – использовать слова прощания.
Слушание музыки решает сразу несколько задач:
- овладение элементарными представлениями о музыке, как о виде искусства,
- о выразительных средствах (мелодия, метроритм, темп, динамика, регистры и т. д.,
- о простейших музыкальных жанрах и более сложных,
- о видах музыки.
Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами этикета, через прослушивание музыкальных произведений.
При прослушивании музыки детям можно предложить изобразить героев музыкального произведения в определённой ситуации. Например, при прослушивании «Ноктюрна» Ф. Шопена, дети изображают снежинки, прослушивая произведение второй раз. Можно попросить детей изображать «воспитанные снежинки», которые никого не толкают, пропускают вперёд, тем самым, закрепив тему «Правила поведения в общественных местах». Также работаем над другими образами, прослушивая разные музыкальные произведения.
Кроме задач певческого развития, таких как - развитие интереса, к певческой деятельности, желание слушать песни разных жанров и исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни, овладение основными певческими навыками, а также навыками хорового пения, исполнение песни в соответствии с характером, содержанием, выразительными средствами можно реализовывать задачи по изучению правил этикета, используя произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах. («Дружба крепкая» М. Пляцковский, Б. Савельев; «Вежливая песенка» Ю. Степанова-Пинус и т. д.).
В любой песне есть два взаимосвязанных компонента: слово и музыка. Правила поведения могут содержаться в текстах песен. Таким образом, кроме работы над певческими навыками, мы работаем и над изучением правил поведения.
Работа над развитием творческих способностей может идти по нескольким направлениям:
- накапливание и обогащения музыкальных впечатлений детей,
- развитие творческого воображения,
- побуждение к импровизации игровых образов с использованием доступных средств выразительности.
Игровые образы могут воплощать в себе разные черты, и мы тоже можем ставить перед собой задачу - закрепить правильное поведение в процессе реализации определённого образа.
Особое внимание хотелось бы уделить этикету в разделе музыкально-ритмические движения. Тут, как и в песенном творчестве, можно рассмотреть две составляющие. Работа над правилами поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца (приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное расположение во время танца, сохранение рисунка танца). При работе над парными танцами особое внимание уделяется гендерному аспекту. Роль мальчика и роль девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с общепринятыми в обществе правилами поведения. Мальчик приглашает девочку на танец - провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее.
Работа над образом танца - это вторая составляющая. Характерные образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и отрицательными. Так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задумываться о поступках образа. (Например, «Танец Разбойников», «Танец Бабок Ёжек», и «Танец Джентльменов», «Гусарский танец») В дальнейшем, дети учатся себя вести в соответствии с нормами социума.
В понятии «коммуникативные танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить, взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми, которые нравятся, но и с теми, которые не очень приятны. Коммуникативный танец «Повстречались – подружились» очень часто используется в нашей работе. На первую часть музыки дети ходят в рассыпную по залу. На вторую часть – находят «друга», ребёнка, который стоит рядом, исполняют с ним несложные движения.
Одна из разновидностей танцев и игр- это танцы и игры под музыку с пением. Например, такие танцы как «Полька с хлопками», музыкальные игры «Бусы», «Ищи», «Луна» и др. Для работы над правилами поведения можно брать песни с текстами, в которых содержаться алгоритмы поведения, правила поведения. Например, «Что такое этикет?», «Правила поведения» и т.д.
При подготовке к праздникам мы тоже помогаем детям вспомнить правила поведения на празднике. Это является важным этапом подготовки мероприятия. Помогает настроиться на праздник, как детям, так и их родителям.
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.
Хотелось бы заметить, что работу по нравственному воспитанию детей и развитию их творческих способностей следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.
Источник: https://rudyk-domoddou23.edumsko.ru/articles/post/1377309