Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Активизация познавательной деятельности

«Игры, направленные на развитие познавательных процессов». Педагог-психолог Лысенко С.В.

Профессия – действие

(для детей с 5 лет)

Цель: активизация словаря и мыслительных процессов, развитие умения соотносить действия людей с их профессией.     

 

Перед игрой с детьми уточняются понятия «профессия» и «действия». Детям объясняют, что человек, имеющий профессию, работает и выполняет какие-то действия. Затем дети называют профессии, какие знают.

     После взрослый называет профессию, а дети вспоминают все действия человека этой профессии.

     Врач – осматривает больных, лечит, слушает, делает уколы и т.д.

     Портной – кроит, утюжит, шьет, вяжет, примеряет и т.д.

    Няня – раскладывает еду, накрывает на столы, моет посуду и т.д.

     Воспитатель – играет с детьми, читает сказки, учит на занятиях и т.д.

     Шофер – сидит за рулем, заправляет машину и т.д.

Три предмета

(для детей с 5 лет)

Цель: закрепление умения классифицировать.

     Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи.

     В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)

Кто лучше слышит

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие слухового внимания, мышления; умения работать сообща

     Группа детей отворачивается и закрывают глаза. Водящий издает различные звуки: шуршит бумагой или целлофаном, стучит карандашом, барабанит пальцами, звонит в колокольчик и т.п.

     Затем дети открывают глаза и перечисляют звуки, которые они услышали

Запомни хлопки

Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя

     Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:

  • На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками
  • На два – объединиться в пары
  • На три – встать на одну ногу
  • На четыре – образовать круг и взяться за руки

Овощи, мебель, цветы

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие образно –логического мышления, внимания, создание положительного настроя

     Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз.

    Взрослый говорит:  «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети.

     Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.

Путаница

(для детей с 5 лет)

Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка

     Ведущий, бросая мяч ребёнку, называет любое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим.

Например:

ВОРОНА …МЫЧИТ

ВРАЧ…ЧИРИКАЕТ

Варианты одушевлённых существительных:

КОРОВА, СОБАКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ШОФЁР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА, УЧИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, РЫБА, ПТИЦА, МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА, БАЛЕРИНА, ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА, КУРИЦА, БАБУШКА, КЛОУН, БУРАТИНО, ДЕРЕВО, ЦВЕТОК.

Кто кем был?

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»

ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ) ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ)

КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ) РЫБА (ИКРИНКОЙ)

ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ) БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ)

ХЛЕБ (МУКОЙ)          ШКАФ (ДОСКОЙ)

ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ) РУБАШКА (ТКАНЬЮ)

ДОМ (КИРПИЧОМ) ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ)

СОБАКА (ЩЕНКОМ)                СВИТЕР (ШЕРТЬЮ)

ПТИЦА (ПТЕНЦОМ)  КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ)

ОВЦА (ЯГНЕНКОМ)                   МАСТЕР (УЧЕНИКОМ)

Вариант: «Кто кем будет?»

Закончипредложение

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления

Психолог бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение.

Конфета сладкая, а лимон…            Корова мычит, а свинья…

Днем светло, а ночью…                    Солнце желтое, а небо…

Летом жарко, а зимой…                  Самолет летит, а машина…

Днем мы обедаем, а вечером…    Петух кукарекает, а ворона…

Кузнечик прыгает, а птица…Ты смотришь глазами, а слышишь…

Гусеница ползет, а рыба…              Лиса живет в норе, а птица в…

Ты нюхаешь носом, а ешь…           Помидор красный, а огурец…

Читатель читает, а писатель…         Повар готовит, а врач…

У человека две ноги, а у собаки…  Ты смотришь глазами, а дышишь…

Собака лает, а кошка…Певец поет, а строитель…

Трава зеленая, а небо…Машина едет, а лодка…

Птица летает, а змея…Птицы живут в гнездах, а люди…

Зимой идет снег, а летом…Из шерсти вяжут, а из ткани…

Балерина танцует, а пианист…Дрова пилят, а гвозди…

Материалы различной фактуры

Цель: развитие сенсомоторики, тактильной чувствительности,

     Перед детьми на стол выкладывают квадратики с различной фактурой (наждачка, бархат, гладкое, ребристое, колючее и т.п.). Каждый материал дублирован.

Сначала дети разглядывают и ощупывают различные материалы обеими руками. Затем сообщают, одинаково ли они их ощущают разными руками.  Затем с закрытыми глазами находят 2 одинаковых материала.

Что сегодня на обед?

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие сенсомоторного внимания, умения ориентироваться по клеткам

     Перед ребенком лежит поле, в каждой клетке которого нарисована различная пища для животных (9 – 15 клеток, в центре пустая клетка – старт).

     «Сейчас мы узнаем, чем сегодня пообедал зайчик (слон, медведь, пчела и т.п.). Я буду называть клеточки, по которым он прошел, а ты через 3 шага назовешь его обед.

     Одна клетка вниз, одна вправо, одна вниз.

     Одна клетка вверх, одна влево, одна вниз и т.д.

     Вариант. Ребенок запоминает меню по прошедшим клеточка (обед из 3 блюд).

     Животные меняются каждый кон. Можно использовать киндер – игрушки.

Кляксы

(для детей с 5 лет)

Цель: Развитие воображения, мышления, речи

Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

     Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым

Говори наоборот

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, мышления

Ребенок ловит мяч и говорит противоположное слово.

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ  УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ     ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ   БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ             ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ

ДЕНЬ – НОЧЬ                                      ЗИМА – ЛЕТО

ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ                      ВЫСОКО – НИЗКО

ПОЛ – ПОТОЛОК                               ДАЛЕКО – БЛИЗКО

ГОРЯЧО – ХОЛОДНО                        ТИХО – ГРОМКО

Есть или нет?

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, мышления

     Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Бывает – не бывает

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ.                ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ.                       ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО.

ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ.          ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ.

БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО.        ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ.

ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ.               НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ.

ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ.          В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА.

КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ.           ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ.

ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК.             ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ.

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ.                ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ.

РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ.                           КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ.

МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ.      ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ.

КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ.         ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ.

ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД.             МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ

МАМА МОЕТ ПОСУДУ.                    ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО.                       МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ.

КОРОВА ТАНЦУЕТ.                            ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ.

ДЕРЕВО БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ.          ТАПОЧКИ СТЕКЛЯННЫЕ.

ДОМ СТОИТ БЕЗ ОКОН.                   НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ.

ЛИСА ХОДИТ ПО ЛЕСУ.            В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ.

КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ.               ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ.      КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.

Птица – не птица
(для детей с 5 лет)

Цель:развитие свойств внимания, образно – логического мышления

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

 Чайки, пеликаны,  

Майки и орланы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы                        

Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Три пункта

(для детей с 5 лет)

Цель:развитие объема внимания, памяти.

     Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: «Раз, два, три – беги!» – и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

  1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

     2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С».

Количество пунктов можно увеличить до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя – пятью детьми.

Слово в секрете

(для детей с 5 лет)

Цель:развитие внимания, произвольности и саморегуляции.

     Взрослый называет разные слова, а дети должны их четко повторять. Но есть одно условие: названия цветов – это секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, дети должны молча хлопнуть один раз в ладоши.  

Варианты: нельзя повторять названия животных; нельзя повторять имена девочек и т.д.

Усложнение – игра с одновременным использованием двух правил. Например:

  1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
  2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Угадай по описанию

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие мышления: анализ и выделение существенных признаков.

Для упражнения необходим набор карточек с изображением разных предметов (до 30 шт), которые раскладываются перед детьми.

      «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуйте угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы можно задавать только о свойствах этих предметов. Например: «это круглое?»; «это красное?»; «это длинное?»; «это легкое?»; «из этого едят?»; «это деревянное?»; «у этого есть ручка?».

     Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос «это круглое?» был ответ «нет», можно убрать со стола все круглые предметы. Можно также сократить количество карточек.

Вариант. Ребенок рассказывает о одном из этих предметов, не произнося его названия, а другие дети – отгадывают.

Профессии

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос:

КТО ВОДИТ АВТОБУС?            КТО ГОТОВИТ ЕДУ?        

 КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ?               КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ?            

 КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ?               КТО СТРОИТ ДОМА?        

КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ?         КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ?

 КТО ПОЕТ ПЕСНИ?                   КТО ИГРАЕТ В КИНО?      

Противоречия

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие лабильности мышления, расширение моделей поведения

Дети встают полукругом.Психолог, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, что они любят и почему. После этого психолог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему.

Затем психолог называет какое-либо плохое явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:

- Плохо, когда идет дождь.

- Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.

Или:

- Зато все растения получат влагу и отмоются от пыли. И т.п.

При возникновении затруднений психолог сам называет положительную сторону какого-либо явления.

     Упражнение можно построить как диалог: один из участников говорит, что есть плохого, а другой – что хорошего в том или ином явлении.

Добавь слово

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие слуховой памяти.

      Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д.

     Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.

Я положил в мешок

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания и памяти

Взрослый начинает эту игру: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (Порядок тот же.)

     В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Цифра, вставай!

(для детей с 6 лет)

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр

     Каждомуребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру.

Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

Вопрос – ответ

(для детей с 6 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днём на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?

6. Что такое Москва, Петропавловск – Камчатский, Хабаровск?

7. Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?..

8. Какие ты знаешь виды транспорта?

9. Чем весна отличается от осени?

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

11.  Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Что общего между белкой и кошкой?

13. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

Ассоциативные цепочки

(для детей с 6 лет)

Цель: развитие ассоциативного, логического мышления

  1. Психолог называет слово «СОЛНЦЕ», а дети отвечают на вопрос «какое?» по очереди: ЖЕЛТОЕ, КРУГЛОЕ, БОЛЬШОЕ, ГОРЯЧЕЕ. К последнему слову задается вопрос: «Что бывает горячим?». Дети отвечают: БЛИНЫ, СУП и т.д. К последнему слову опять задается вопрос: «Какой бывает суп?» и т.д. Таким образом, получается цепочка из слов и определений к ним.

2     Психолог называет слово «ЗИМА», а дети отвечают на вопрос «какая?» по очереди: БЕЛАЯ, ХОЛОДНАЯ. К последнему слову задается вопрос: «Что бывает ХОЛОДНЫМ?». Дети отвечают: ВОДА, МОРОЖЕНОЕ и т.д. К последнему слову опять задается вопрос: «Какое бывает мороженое?» и т.д. Таким образом, получается цепочка из слов и определений к ним.

Школьные правила

(для детей с 6 лет)

Цель: повышение школьной компетенции

         «Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».

«Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.

Слушать учителя.     Отвечать на вопросы учителя.

Вставать и ходить по классу. Есть конфеты.

Разговаривать с соседом по парте.Писать в тетрадях буквы.

Рисовать в учебнике.                   Рисовать в тетрадях машинки.    

А в школе…

(для детей с 6 лет)

Цель: повышение школьной компетенции

     Взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают.

В детском саду – воспитатель, а в школе…

 В детском саду вас называют детьми, а в школе…

 В детском саду – столы, а в школе…

В детском саду – группы, а в школе…

В детском саду – занятия, а в школе…

В детском саду главная – заведующая, а в школе…

В детском саду вы играете, а в школе…

Колпак мой треугольный

(для детей с 6 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольного внимания, памяти.

Играющие сидят в кругу. Всем по очереди нужно произнести по одному слову из фразы.

«Колпак мой треугольный,

треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

то это не мой колпак».

После этого фраза повторяется снова, но те, кому выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (два мягких хлопка по своей голове). В следующий раз заменить нужно два слова: «колпак» и «мой» (показать руками на себя). Можно все слова изменить на жесты.

Что потом?

(для детей с 6 лет)

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.

     Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности.

     Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.

ЗИМА – ВЕСНА         СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК            

ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙДЕНЬ – ВЕЧЕР         ЛЕТО – ОСЕНЬ

СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ            ПЯТЬ – ШЕСТЬНОЧЬ – УТРО

Сравнение предметов

(для детей с 6 лет)

Цель:развитие мыслительных операций.

     У ребенка спрашивают: «Ты видел муху? А бабочку?» После предлагается их сравнить: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

     Пары слов для сравнения:

1. МУХА И БАБОЧКА

2. ДОМ И ИЗБУШКА

3. СТОЛ И СТУЛЬЯ

4. КНИГА И ТЕТРАДЬ

5. ВОДА И МОЛОКО

6. ТОПОР И МОЛОТОК

7. ПИАНИНО И СКРИПКА

8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА

9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Подготовлено с использованием интернет источника: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/04/25/igry-napravlennye-na-razvitie-poznavatelnyh

«Познавательно – речевое развитие детей на музыкальной деятельности» Подготовила музыкальный руководитель Онегова М.В.

Виды музыкальной деятельности традиционны– это слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество. И каждый из этих видов развивает речь детей. Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, мышление, воображение), расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного). Пение способствует развитию речи детей за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны, это – звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Добиваясь чёткой и ясной дикции, я учу детей отчётливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интанации и, наоборот, ясно произнесённое слово способствует выразительному исполнению песни. С этой целью на занятиях используются русские народные попевки, прибаутки. В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравиться отгадывать слова и фразы, которые я произношу одними губами. Этот приём мобилизует внимание детей и побуждает их к более чёткому произношению слов. В работе над дыханием надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами, и правильно их располагали при пропевании гласных. Для развития дыхания полезно также пропевние или произнесение на выдохе гласных звуков, отдельных слогов (например, да, та, ля), фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду в лесок»). Такие упражнения сопровождаются движением руки сверху вниз. Мы с детьми на занятиях пропеваем, начиная с верхненего до и заканчивая нижним до моё имя «Лариса Петровна», сопровождая пение движением рук сверху вниз, а иногда дети поочерёдно пропевают своё имя. При этом идёт работа и над дыханием, и над дикцией. Дидактические игры, дидактические упражнения и задания способствуют развитию фонематического слуха. Развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков помогают музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй, как я», «Музыкальные молоточки», а также музыкально-дидактиеские игры с пением, распевки, например, «Птенчики», «В лесу», «Угадай по голосу», Е. Тиличеевой. Когда дети на занятии поют попевку «Бубенчики», Е. Тиличеевой они различают три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения, соответствующие данному образу. «Между музыкальным и фонематическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к фонемам» (Н.А. Чевелёва). Произносительная сторона речи обладает определённой окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определённая звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому, музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха оказывают косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкальнодидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т. е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей. На музыкальных занятиях я широко использую музыкально-речевые игры. С их помощью у детей успешно развиваются подражание речи взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи. Использование таких игр и игровых упражнений значительно повышает развивающих эффект занятий. Вот некоторые из них: «Идёт Мишка» - расширение словарного запаса прилагательных, знакомство с выразительными имитационными движениями. «Комар», «Жук», - автоматизация изолированного произнесения звука «з», «ж», «Моя мама» - развитие навыков диалога; отработка изменения существительных и местоимений по падежам, а также умение употреблять прилагательные в сравнительной степени и др. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети знакомясь с различными музыкальными произведениями выражают свои чувства, эмоции словами. С помощью умело проведенной беседы можно не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, и, конечно же, обогатить словарный запас детей. Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и торжественной, праздничной, и нежной, танцевальной. А грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь. Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально – эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи. Вспомним замечательные слова В. А. Сухомлинскоко: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке». Тихо, тихо сядем рядом – Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг: Пляшут волны, речки пенной, Чутко дремлют лес и луг, Вдаль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой… Это музыка торопит И ведет нас за собой. Незнакомые слова разъясняются: решительная - смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро. В каждой группе нашего детского сада в музыкальном уголке есть словарь эмоционально-образного содержания музыки, который помогает воспитателям в работе с детьми по слушанию музыки. Игра на детских музыкальных инструментах, ещё один вид деятельности, который способствует познавательно – речевому развитию детей. · Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию. · Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, металлофонах, колокольчиках, пианино, развитие дыхания при игре на духовых инструментах (трилоа, дудочка) в индивидуальных занятиях. · Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Музыкальное лото», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальный дрмик». · Развитие координации пения с движением пальце рук (ребёнок поёт и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности. Музыкально-ритмические движения. Есть у нас такие подговорочки и для разучивания других элементов народного танца, например: Ковырялочка, дробь. Каблучками я стучу, Пляску русскую учу, Пляска русская моя Замечательная. В.Дьякова. Козлик Вышел козлик погулять, Стал он прыгать и скакать. Козлик ножками стучит, По козлиному кричит: «Бе -е-е-е» Веревочка. Я скачу, скачу, скачу И веревочку кручу. Ты, веревочка, крутись, Пляска русская, учись. В. Дьякова. Полуприсядка, присядка. Сяду- встану, сяду – встану, И как мячик поскачу. Приседать я не устану, Я танцором стать хочу. В. Дьякова. Качалочка. Качалочка качается, А Саша улыбается. Е. Соковнина.

 

Источник: https://mdoy.pro/index_ds.php?sad=856&idstr=10019

«Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников». Подготовила учитель-логопед Скиба И.В.

Умейте открыть перед ребенком

                                                             в окружающем мире что-то одно,

                                                             но открыть так, чтобы кусочек

                                                             жизни заиграл перед детьми всеми

                                                             красками радуги. Оставляйте всегда

                                                             что-то недосказанное, чтобы ребенку

                                                             захотелось еще и еще раз возвратиться

                                                             к тому, что он узнал.

                                                                                                 В. А. Сухомлинский

       Психологами доказано, что успешнее школьную программу осваивают дети,  которые проявляют высокую познавательную активность и получают радость от новых знаний. Будет ли  успешной и радостной учеба в школе? Во многом это зависит от того, насколько  сформированы у ребенка те качества, которые определяют эффективность обучения.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. В основном отстают в учебе «интеллектуально пассивные» дети, которые негативно относятся к умственной работе и стремятся избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.   Не секрет, что некоторые дети учатся хорошо только благодаря дисциплине и невероятной усидчивости. А другие  «всё схватывают на лету» и быстро справляются с домашними заданиями. И дело здесь совершенно не в разных умственных способностях. Легко усваивать информацию ребёнку позволяет его познавательный интерес ко всему новому и неизвестному. Дети, которые учатся довольно слабо, жалуются на «непонимание предмета» и «плохую память». Но когда они воспринимают интересную историю, то передают содержание близко к оригиналу, поражая близких. Любому человеку сложнее выполнить какую-то работу, если она не вызывает заинтересованности.

Ребенок стремится познавать и творить, и ему необходимы в этом процессе участие и помощь взрослых. Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Вытеснение живого общения и мода на интерактивные пособия препятствуют развитию мышления и воображения детей.  Современные дети, к сожалению, очень мало играют, игра постепенно подменяется просмотрами мультфильмов на телефоне или планшете. Общение с родителями и сверстниками заметно сокращается, а это, в свою очередь, тормозит познавательное и речевое развитие ребенка. Привлекательные интерактивные игрушки без участия взрослого не способствуют развитию игровой деятельности детей.

Ошибки взрослых, которые приводят к угасанию детской любознательности

  • Взрослые мало взаимодействуют с ребенком, не включаются в их игры.
  • Бесконечно используют запреты, не поясняя ребенку, почему это нельзя и не предлагая альтернативную деятельность.
  • Родители нередко с раздражением реагируют на детские вопросы
  • Часто забывают похвалить малыша за старания и небольшие достижения. В основном отмечают недостатки в деятельности ребенка.
  • Родители не учитывают возрастные особенности дошкольного возраста, а именно, импульсивное поведение ребенка и невозможность предвидеть последствия своих действий.

Каким же образом можно стимулировать познавательное развитие у старших дошкольников?

          Важно помнить, что ведущей деятельностью дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятия, речи, мышления, воображения, памяти и внимания. Научить ребенка игре, обогатить ее содержание, превратить обыденное событие в увлекательную игру должны взрослые. Но родители нередко недооценивают значение  игры в жизни ребенка.
Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, она обогащает эмоциональный мир ребенка, создает позитивное настроение. В игре  усваиваются нравственные принципы, формируются и уточняются представления о мире. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется правилам.  Выполнение этих правил приносит ребенку удовольствие, а значит, игровая деятельность способствует развитию волевой сферы.
Поведение становится осознанным, в игре у ребенка появляется простор для проявления инициативы и самостоятельности.

– Прогуливаясь, играйте с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.

– Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.

– Играя с ребенком, включайте познавательные элементы в сюжет, используйте развивающие игровые материалы.

В старшем дошкольном возрасте расцветает детская познавательная активность. Характерные черты дошкольника шестого года жизни – это любопытство, пытливость, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление наблюдать, искать новые сведения о мире. Удовлетворяя  любознательность в процессе активной деятельности, малыш из отдельных представлений и образов получает систему знаний к концу дошкольного детства. Для познавательного развития ребенка очень важно развивать внимание, память, речь, способность сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Психологами доказано, что дошкольный возраст является благоприятным периодом развития познавательных интересов личности. Поэтому родителям необходимо поощрять познавательную активность ребенка, проявляя свою личную заинтересованность в исследованиях малыша. Именно в этом возрасте полезно приобрести ребенку в подарок красочную детскую энциклопедию. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил все содержание главы.  «Почемучка» любит повторно воспринимать знакомую информацию. Эту потребность необходимо удовлетворять для  уточнения, углубления и систематизации детских представлений.

Пятилетний возраст справедливо называют возрастом «почемучек».  Ни в коем случае не отмахивайтесь от детских вопросов, а задавайте малышу встречные: «А как ты думаешь? Как ты догадался?». К детским вопросам необходимо относиться серьезно. Не оставляйте их без внимания, совершайте совместные открытия с ребенком, создавайте радостный фон сотрудничества. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка.

Познавательная самостоятельность почемучек проявляется в потоке вопросов: «Зачем?» «Как?», «Почему?». Часто ребенок  пытается сам найти ответы на них, проявляя при этом инициативу, которая обнаруживается в стремлении, потрогать и разобрать предметы и игрушки, поэтому  дошколят привлекают конструкторы, наборы для творчества и опытов. Такая творческая исследовательская деятельность стимулирует  мышления и развитие познавательных интересов. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен проявлять волевое усилие для получения результата, даже если необходимо преодолеть препятствия.

Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний. Но застенчивые, неуверенные в себе дети требуют особого подхода. На первый взгляд они пассивны, их мало что интересует. Таких робких дошкольников родителям необходимо побуждать к формулированию вопросов и нахождению ответов в практической деятельности. Обязательно расширяйте  кругозор ребенка через наблюдения в природе, посещение выставок, театров, чтение книг. Устанавливайте связи с прошлым опытом, систематизируя знания ребенка. Будьте внимательны и при едва заметном проявлении заинтересованности в интеллектуальной деятельности поддержите малыша, помогите ему достичь успеха. Участие ребенка в несложной интеллектуальной викторине или конкурсе, позитивные эмоции, игровые приемы  зажигают детское любопытство. Ваше участие и доброжелательность помогут ребенку поверить в себя, подтолкнут его к новой познавательной активности в будущем.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений. Например, предложите определить, что изменилось в парке со времени последнего посещения, придумывайте загадки о том, что он видит, используйте стихи о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Дошкольникам легче находить отличия между объектами, чем сходства. Поэтому сначала предлагайте вопрос: «Чем отличается береза и ель?» А затем обсудите, чем они похожи. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:

  • Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес, если его подбадривать, хвалить за старания.
  • Обсуждение успехов и неудач с ребенком. Почему удалось найти ответ, что помогло? Побуждайте ребенка самостоятельно находить ответы.
  • Активизация мыслительных процессов. Познавательная деятельность может продолжаться неделю и больше, если вы будете задавать наводящие вопросы.
  • Помощь взрослых в освоении навыков ребенком планирования и постановки цели.

Познавательные интересы заставляют ребенка активно стремиться к освоению нового, искать способы удовлетворения жажды знаний. Все дети по своей природе очень любознательны. Поэтому,  следует поощрять их получать информацию и анализировать ее.

          Важно! Что будет заложено в дошкольном возрасте, то и даст потом свои плоды. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста полностью зависит от близких взрослых. Мир малышу открывается через его восприятие, личные переживания и практическую деятельность. Ваша поддержка детской любознательности в различных сферах жизни  сформирует у ребенка широкий кругозор. Стремление познавать новое станет в будущем потребностью, и будет побуждать детей к углубленному изучению школьной программы.

 

 

Источник: https://do-zaochnoe.com/konsultatsiya-dlya-roditelej-razvivaem-poznavatelnye-interesy-u-starshih-doshkolnikov/