В дошкольном возрасте ребенку предстоит овладеть целым рядом практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым. К таким навыкам относятся: коммуникативные, двигательные, социально-бытовые, графомоторные, культурно-гигиенические, трудовые и творческие навыки. Развитию большинству из этих навыков уделяется достаточное внимание в дошкольных организациях, учреждениях дополнительного образования и самостоятельно родителями.
Ведь очень важно, чтобы ребенок умел правильно общаться, работать с красками, пластилином и карандашом, был физически развит. И часто мы гораздо меньше внимания уделяем развитию трудовых, бытовых и гигиенических навыков, предпочитая сделать все за ребенка, совершенно забывая о том, что именно усвоение этих навыков обеспечат самостоятельность и независимость ребенка, его успешность и гармоничное развитие.
Есть определенные возрастные нормы усвоения ребенком социально-бытовых и гигиенических навыков. Эти нормы носят усредненное значение, и использовать их нужно как ознакомительные средства, ни в коем случае не рассматривая как прямую инструкцию. Чаще всего оцениваются следующие параметры: умение одеться-раздеться, выполнение гигиенических процедур, самостоятельность ребенка за столом, помощь родителям по дому, сформированность социально приемлемого поведения в общественных местах. Для каждого возраста характерна своя степень освоения навыком.
Дети младшего возраста овладевают навыками самообслуживания сначала с частичной помощью взрослых, а затем с элементами самостоятельности, выполняя их по подражанию, позже по образцу, формируют первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно - вредно). Даже если ребенок еще не владеет речью, взрослые обучают использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, ориентируясь на картинки, пиктограммы, учат обращаться за помощью в случае затруднения.
У детей среднего дошкольного возраста продолжается работа по формированию культурно-гигиенических навыков. На этом этапе дети с минимальной помощью взрослых овладевают умениями правильно умываться, следить за своим внешним видом, есть, соблюдая культуру поведения за столом, ухаживать за своими вещами и игрушками. На этом этапе детей учат помогать взрослым, например в организации процесса питания (в рамках санитарно-гигиенических норм и в приемлемых для детей формах участия в подготовке режимных моментов). Особое внимание обращается на использование алгоритма действия, который может даваться детям поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм и т. п.).
В старшем дошкольном возрасте на основе приобретенных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания формируются полезные привычки, то есть процесс личной гигиены становится жизненно необходимым ребенку и выполняется осмысленно («это надо, потому что...»). В этот период важно научить детей определять состояние своего здоровья (здоров или болен, что именно болит), а также состояние здоровья окружающих детей и взрослых и связно рассказывать о них, описывая некоторые симптомы болезненного состояния.
Дети могут в игровой форме закрепить усвоенные ими знания и навыки, совершенствовать речевое сопровождение, выполняемых действий.
Тематические блоки:
1. Формирование культурно-гигиенических навыков.
2. Навыки одевания и ухода за одеждой
3. Прием пищи
4. Хозяйственно-бытовой труд
Формирование культурно-гигиенических навыков.
1. Знакомство с гигиеническими принадлежностями и их функциональным назначением.
Покажите ребенку картинки с сюжетами, где ребенок выполняет различные гигиенические процедуры. Предложите ребенку назвать, что нарисовано на картинке. Расскажи, для чего нужен каждый предмет. Что делает мальчик на картинке? Что нужно для чистки зубов? Проговариваем с ребенком назначение каждого предмета, побуждая объяснять и аргументировать свой выбор.
- «Петя решил принять душ, дай ему необходимые для этого предметы».
Проговариваем с ребенком назначение каждого предмета, побуждая объяснять и аргументировать свой выбор.
- «Маше нужно причесать волосы, что ей для этого нужно?».
Чтобы руки были действительно чистыми, просто воды мало, нам еще нужно … (мыло). А потом вытереть их … (полотенцем).
- «Петя моет голову, помоги ему выбрать нужные предметы».
2. Закрепление знаний о частях тела, понятий чистый - грязный, мальчик-девочка. Учить планировать и оформлять в речи процесс умывания.
Дима гулял на улице и испачкался. Что грязное у Димы? (ноги, стопы) Нужно ноги вымыть.
Сначала откроем воду. Потом вымоем мылом ноги. Потом вытрем ноги полотенцем. Какие теперь у Димы ноги? (чистые)
Что грязное у Димы? (уши и живот) Давай поможем Диме снова стать чистым и аккуратным. Вместе с ребенком проговариваете алгоритм действий.
Если историю про мальчика вы проговаривали самостоятельно, предложите ребенку рассказать вам про девочку, повторяя ваш алгоритм. Наводящими вопросами побуждайте ребенка придумать историю, где могла испачкаться девочка, и почему нужно быть чистым.
3. Знакомство с органами чувств, определение назначения каждого органа.
Предложите ребенку рассказать по картинкам, какой каждый предмет предоставляемый ему для рассмотрения (пушистый - колючий, горячий – холодный, мягкий – твердый).
Расскажи, какие на вкус эти продукты. Покажи или назови то, что здесь кислое, что горькое, что солёное. Продукты с каким вкусом нравятся тебе.
Рассмотри все предметы, назови их. Найди то, что можно только увидеть глазами, но невозможно потрогать, понюхать или услышать. А что из этого можно взять в руки.
4. Закрепление сенсорных и количественных представлений. Можно использовать для согласования числительных с существительными.
В тетрадке приклейте картинки с различным количеством предметов в ряд. Под ними нарисуйте квадратики и заполните их цифрами в хаотическом, но так чтобы все цифры соответствовали числу предметов какай либо из картинок. Попросите ребенка посчитай, сколько предметов на каждой картинке и соединить ее с подходящим числом.
Чего больше, расчесок или халатов? А чего меньше, зеркал или халатов? Какая у тебя расческа?
Навыки одевания и ухода за одеждой
Помоги детям найти свою одежду. Расскажите как отобрать грязные вещи, и как положить их в стиральную машину.
Расскажите, чем отличается одежда папы и ребенка. Даем речевой образец, который предлагаем повторить ребенку: «У папы большая майка, у Пети поменьше».
Прием пищи
Вы пришли в магазин, где продают много разных товаров. Сегодня мы купим только съедобные продукты, что мы можем положить в корзину?
Как много в магазине товаров, помоги мне выбрать полезные продукты. Покажи полезные продукты и вредные. Почему нельзя есть много вредных продуктов?
Хозяйственно-бытовой труд
Расскажи, какие комнаты есть у тебя дома. Как ты раскладываешь вещи по местам. Рассматривая с ребенком сюжетные картинки, побуждайте проговаривать назначение каждого предмета.
Таня и Петя весело играли весь день, но наступил вечер и ребятам нужно убрать игрушки на место. Куда нужно положить все игрушки. Проговаривайте действия: «Положим куклу в коробку, носок не игрушка, носок не нужен и т.д.»
Дети решили помочь маме с уборкой. Что еще нужно для уборки, помоги ребенку найти эти предметы в интерьере.
Проговариваем действия: «Кубик не нужен для уборки, ведро с водой нужно». Рассматривая ведро, проговариваем зачем оно нужно и т.д.
Опросник для родителей на сформированность гигиенических навыков у ребенка. Возраст 5 – 6,5 лет
Личная гигиена |
|||||||
Навык |
Выполняет самостоят. |
Выполн. с пом. |
Не выполняет |
||||
Пользуется туалетом и туалетной бумагой |
|||||||
Моет и вытирает руки после туалета |
|||||||
Умывает и вытирает лицо |
|||||||
Принимает ванну или душ, пользуясь мылом и мочалкой |
|||||||
Прочищает уши |
|||||||
Пользуется носовым платком из ткани или бумаги |
|||||||
Прием пищи |
|||||||
Может самостоятельно приготовить бутерброд |
|||||||
Порезать зелень и овощи для салата |
|||||||
Самостоятельно наливает себе питье |
|||||||
Сервирует обеденный стол |
|||||||
Добавляет согласно рецепту некоторые ингредиенты |
|||||||
Может пользоваться тостером |
|||||||
Чистит овощи |
|||||||
Навыки одевания |
|||||||
Самостоятельно подбирает себе одежду по погоде или соответствующую конкретному случаю |
|||||||
Вешает свою одежду в платяной шкаф |
|||||||
Завязывает шнурки на своей обуви |
|||||||
Аккуратно складывает одежду |
|||||||
Хозяйственно-бытовой труд |
|||||||
Расстилает и убирает постель |
|||||||
Развешивает белье после стирки |
|||||||
Наводит порядок на своем рабочем месте |
|||||||
Наводит порядок в комнатах после занятия |
|||||||
Помогает выносить мусор |
|||||||
Подготовлено с использованием интернет источника: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/424533-razvitie-socialno-bytovyh-navykov-u-detej-s-o