Консультация для родителей
«Как играть с ребенком?»
Подготовила: Потапенко Л.Н., педагог-психолог.
Игра для ребенка - самый радостный и доступный способ познавать мир. Если малыш умеет играть и его радуют собственные достижения и победа над трудностями, он научился внимательно слушать, ему никогда не будет скучно.
Главные принципы игры с ребенком:
Играющий с ребёнком должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что взрослый не хочет играть или играет с ним неохотно, малыш думает, что "игра - это не интересно, раз взрослый это не любит" или еще хуже: "наверно, со мной играть неинтересно".
Играйте с ребенком в развивающие игры. Если у ребенка появляется новая игра, и он хочет в нее поиграть не по правилам, позвольте ему поиграть по-своему.
Учите играть по правилам постепенно, если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоценили уровень его развития. Сделайте перерыв, а потом начните с более легких заданий.
Учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков и кирпичиков можно сделать дворец, вообразить, что это колонны и стены. Большим стимулом для развития фантазии является рисование. Если, например, дитя нарисовал красный круг, но не может объяснить, что нарисовал. Помогите ему: "Ой, какое большое яблоко, можно со всеми поделиться». В следующий раз зеленые мазки станут травой, синие - дождиком.
У ребенка должны быть разные игры: куклы, машинки, строительные конструкторы и т. д. Не разделяйте игрушки только для девочек или только для мальчиков. Есть дети, которые играют только машинками или только куклами. Помогите ребенку пофантазировать, предложите «свозить» куклу на автобусе на день рождения к пушистому Зайке.
Учите ребенка беречь и хранить игрушки. Если мишки и зайцы разбросаны, куклы сломаны, машины без колес, среди игрушек валяются вещи, то ребенок, точно не захочет играть. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно. Лучше потратить время и вместе с ним в форме игры навести порядок: «Кто быстрее соберет игрушки?», «Кто больше кубиков насобирает» и т.п.
Не покупайте ребенку игрушку по его приказу. Пусть он помечтает о желанной игрушке. Такое ожидание тренирует волю, снижает импульсивность поведения. Изобилие игрушек дезориентирует ребенка, ведет к рассеянности внимания, капризам. При ненужном скоплении игрушек снижается их полезность и ценность, у ребенка исчезает радость от приобретения новых игрушек, он без сожаления выбрасывает старые.
Чаще проводите "ревизию" – время от времени убирайте часть игрушек, а затем вновь дайте их ребенку. Старая забытая игрушка будет восприниматься с радостью, как новая.
Игрушка – первая собственность малыша. Не распоряжайтесь самостоятельно игрушками ребенка, ни в коем случае не выбрасывайте любимую игрушку ребенка, даже если она уже в неприглядном виде! Если возможно, почините ее вместе с ребенком. Никогда не выбрасывайте на глазах ребенка сломанную игрушку, уберите ее незаметно для ребенка.
Покупайте игрушку, если она пробуждает у ребенка позитивные чувства. Не приобретайте игрушки, дающие отрицательные установки на зло, разрушение, жестокость. Выражения глаз и лица у игрушки, должно быть доброе, приветливое.
Родители хотят, чтобы ребенок играл самостоятельно…
Малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами, не отказывайте ему в этом. Играйте с сыном или дочкой хотя бы несколько минут в день.
С 3 – 4 лет любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая родителей, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д.