Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Консультация педагога-психолога для родителей «Особенности мышления, восприятия и внимания дошкольников». Подготовила: педагог-психолог Лысенко С.В.

8 декабря 2022 г.

Особенности мышления, восприятия и внимания дошкольников.

 1. Восприятие.

Вместе с развитием восприятия у детей 2–6 лет продолжается развивать восприятие. В течение этого периода под воздействием игрового и конструктивного труда у детей формируются сложные видов зрительного анализирования и синтаксиса, в том числе умение мысленно разделять воспринимаемое явление на части в пространстве зрительного поля, исследовать каждую эту часть в отдельности, а затем объединять их в единое целое. Ребенок часто ошибается в оценке пространственного свойств предмета. Даже глазомер линейный у детей развит гораздо хуже взрослых. Например, если ребенок воспринимает длину линии, то степень его ошибки может составлять около пяти раз больше взрослого. Еще более сложным является восприятие времени для детей. Малышу очень трудно освоить такие понятия, как завтра, вчера, раньше, позже. У детей возникают определенные трудности в восприятии образов предмета. Так, смотря на рисунок, рассказывая о том, что нарисовано на нем, дети в дошкольном возрасте часто ошибаются в узнании изображенных объектов и называют их неправильными, потому что до сих пор уловляют лишь случайные или малозначимые сходства с тем, для чего они принимают их.

2. Внимание.

Внимание ребёнка в начале детства отражает интерес к окружающей среде и действиям, которые он совершает с ними. Ребенок сконцентрирован только до того момента, пока не угас интерес. Когда появляется новый предмет, то сразу переключается на него внимание. Таким образом, детям редко занимается одно и то же дело долгое время. В дошкольном возрасте из-за усложнения деятельности детей, их передвижения в общем развитии ума, внимание становится более концентрированным и устойчивым. Таким образом, если для младших дошкольников можно играть в те же 30-50 минут, то до пяти-шесть лет длительность игр возрастает до 2 часов. повышает устойчивость детского внимания и при просмотре картин, слушании сказок и рассказов. Таким образом, длительность просмотра картинки к концу детского возраста увеличивается примерно вдвое, ребенок 6 лет лучше понимает картину, чем старший дошкольник и выделяет в нее больше интересных сторон и подробностей. Развитие произвольной точки зрения. Основным изменением внимания в детском возрасте является то, что в первую очередь дети начинают контролировать свое внимание, осознанно обращать его к определенным предметам, явлениям, держать их в них, при помощи некоторых средств. Когда дети начинают заниматься дошкольным образованием, они способны держать внимание над действиями, приобретающими интеллектуально значительный интерес к играм-головоломкам, загадкам, учебным заданиям. Устойчивость внимания к интеллектуальным занятиям заметно увеличивается в течение семи лет.

3. Память.

     У детей существенные изменения происходят при развитии произвольного памятного опыта. Начиная с дошкольного возраста память имеет непроизвольное значение - дети, как правило, не ставят задачу запомнить что-то. Развитие произвольного памяти ребенка в детском возрасте начинается при его воспитании и при игре. Степень памяти зависит от интересов ребенка. Детям лучше запомнить то, что интересует их, и запомнить смысленно, осознавая то, что они запоминают.. В то же время дети опираются преимущественно на наглядное восприятие связей предметов и явлений и не на акцентные логические связи понятий. Кроме того, у детей значительно удлиняется период латентного периода, когда ребенок узнает предмет, который ему уже известен в прошлом опыте.. Таким образом, в конце третьего ребенку можно вспомнить, что ему было восприниматься пару месяцев назад, в конце четвертого – что было около года назад.

     Наиболее поразительной особенностью памяти человека является то, что существует тип амнезия, страдающий всеми: почти ни кто не может помнить о том, что произошло с ним в первом году жизни, хоть это время является самым богатым опытом.

 4. Воображение.

     В игре складывается воображение ребенка. На первый взгляд это не отделяет восприятия предмета и игры с ним. Ребенок спускается верхом на лошади - в тот момент он - всадник и лошадь - всадник. Но в игре с детьми трех четырех лет он не способен представить лошади, если у него нет предмета, который может скакать, и он не способен мысленно превращать палочку в лошади, когда он не будет действовать с ним, существенным значением является сходство предмета-заместителя и предмета, который замещает лошадь, когда он не будет действовать с ним это имеет важное значение сходство предмета-заместителя. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход на игровое действие с объектом, который на самом деле не существует, на игровое преобразование предмета, придание ему нового смысла, представление действий с предметом в сознании, без реальных действий. Именно это и является зарождением воображения, как особого душевного процесса. Воображение, сформированное в игре, переходит к другим видам деятельности дошкольников, наиболее ярко проявляется в рисунке и сочинении стишков При этом у ребенка развивается произвольная фантазия, планируя свою работу оригинальным планом и ориентируясь на результат При этом ребенок развивает произвольную фантазию, планируя свою работу оригинальным планом и ориентируясь на результат.. В этом случае ребенок научится использовать непроизвольные образы. Есть мнение о том, что фантазии ребенка более богаты, чем фантазии взрослых людей. Это считается основанием для того, что ребята фантазируют на самые разные пути. Впрочем, воображение ребёнка действительно не богаче, и во многом беднее воображения взрослых. Ребёнок может представить себя намного меньше взрослого человека, поскольку у детей больше ограниченного жизненного опыта, а потому меньшего материала на воображение. Воссозданные образы, в большинстве случаев, далеки от основы, и быстро исчезают от ребёнка. Впрочем, ребенка легко вести в мир фантастики, в котором присутствуют сказки. В возрасте старшего дошкольного возраста воображение малыша становится управлением. Воображение начинает предпринимать практическую работу, объединяя мышление при решении образовательных задач. При всей важности развития активной фантазии в общих психических развитиях ребенка связана с ним известная угроза. Некоторые дети начинают «подменять» реальность, создают специальный мир, где ребенок, без труда, удовлетворяет любые желания. В таких случаях требуется особое внимание, поскольку они привели к нарушению аутизма. 5. Мышление.

   Благодаря развитию любознательности и познавательных интересов мышление детям все шире применяется для того, чтобы освоить окружающий мир, выходящий за рамки их собственных практических задач. Дошкольники делают какие-то эксперименты, чтобы выяснить интересующие их вопросы, наблюдать явления, осуждать их и сделать вывод. Работая в сознании с образом, ребенок видит реальную работу с предметом, его результатом и решает задачу, которую он ставит перед собой. Образная мысль является основным видом мышления для дошкольников. В самых простых формах она появляется в раннем возрасте, обнаруживается при решении узких кругов практических заданий, относящихся к предметной деятельности ребенка, используя простые орудия. К началу детского возраста ребенок решает только те задачи, когда действие, которое выполняет рука или орудие, оказывается прямо направленным на достижение практичного результата - перемещения предмета, использования или изменения. Для младших дошкольников такие задачи решаются с помощью внешнего ориентировочного действия, то есть с помощью наглядного и действия. В средней дошкольной возрасте, когда дети решают более простые, а затем более сложные задачи с косвенными результатами, они постепенно начинают переходить из внешних испытаний к опытам, выполняемым в сознании. После знакомства ребенка с нескольким вариантом задачи он может выбрать новый вариант задачи, уже не обращая внимания на внешние действия с предметами и получая необходимые результаты в сознании.

Для развития логики, осознания действий с словами и числами, как с знаками, которые замечают реальные вещи и ситуацию, закладываются требования к развитию логики, усвоению действий с словами и числами, как с знаками, которые замечают реальную ситуацию и ситуацию., Когда ребенок начинает формировать знаковое сознание. В этот момент он начинает осознавать, что объект можно определить, заменить с помощью иных предметов, рисунков, слов. Впрочем, слово может не долго использоваться детьми, чтобы решать самостоятельные мыслительные задачи. И наглядная деятельность, и, особенно, наглядная мысль тесно связана с речи. Говоря, взрослые ведут действия ребенка, поставляют ему практические, познавательные вопросы, учат их пути решения. Говоря, взрослые ведут действия ребенка, ставит перед ним задачи практического и познавательного характера. Речь самому ребенку, даже когда она еще сопровождает практическую работу, не предвещая ее, способствует пониманию ребенка хода и результатов этой акции, помогает найти путь решения задачи.