Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Консультация педагога-психолога для родителей «КРИЗИС 7 ЛЕТ» Подготовила: педагог-психолог Лысенко С.В.

7 декабря 2022 г.

Кризис семи лет.

Кризис окончания дошкольного периода или перехода к школьному возрасту наиболее разнообразен по своим проявлениям. Основная его причина заключается в том, что ребята исчерпали игровые возможности. Игра была не только любимой занятием мальчишек и девушек, но и стимулом их прогрессивного поступательного развития и главным условием ее реализации. Через него дети овладели различными социальными ролями и отношениями, улучшали свои навыки, улучшили интеллект, научились управлять эмоциями, поведением. Благодаря игровому взаимодействию с разными предметами, они познакомились с окружающим миром. Но рано-рано возникает момент когда волшебные обстоятельства игры, предметы заменителей и игрушек, «незаменимые» персонажи, ролевые игры уже не смогут заполнить перелом между простым утилитарным знанием. Благодаря игровой связи с различными предметами они узнали окружающий мир. Но рано или поздно возникает тот момент, когда магические обстоятельства игр, предметы для замены и игрушки, «незаменимые» персонажи и ролевые игры уже не могут заполнить разрыв между простыми утилитарными знаниями. Дети ищут равных взрослых, у которых, по своему мнению, есть уникальные, бессмертные качества Всезнания и Всемогущего. Ведь взрослые умеют ответить на любые вопросы, умеют все, умеют все, умеют решать, как будут жить окружающие их люди, какие события желательны, а какие нет.

     Малыши, стремясь стать взрослым, уже проходили несколько шагов. Они пробовали приемы типа пребывания в одном положении с взрослыми: «Папа, может, я буду вместе с вами?, пойдем?,» и подражания их поведении и поступкам «Мама, может, я и попытаюсь?», Принятие ролей взрослых в сюжетной роли в семье, в магазине, в больнице и так далее. Однако уровень интеллекта, достигнутый детьми, позволяет ясно понимать, что эти меры оказались неэффективными для действительно равных мам и пап. Они осознают, что их собственных опытов явно не хватает. Отсюда начинается стремление детей к теоретической обобщенной информации, которая не ограничивается опытом человека, но накоплена человечеством по всему миру. Эти знания не очевидны, они скрываются, зашифровываются, и для проникновения в суть разных теоретических символов и знаков, детям необходимы помощники для проникновения в суть разных теоретических символов и знаков. Но кто будет этим заниматься, детям до сих пор не известно.

     Ситуация «я хочу, я не могу» старшего дошкольника явно не подходит. Они выбирают самые разные способы протеста, чтобы выразить свое недовольство, потому что чем старше дети становятся, тем больше репертуар действий их. Например, ребёнок начинает обращаться к родителям и другим взрослым членам семьи с ревностью и недоверием. Девушки и мальчишки навязчиво следят за папами и мамами, стараются их не оставлять вместе, уверенно считая, что в этих моментах взрослые обменяются какой-нибудь особенной информацией, которая скрыта у детей. Другая распространенная форма протеста - отрицание негатива. Он действует по отношению к прошлому ребенку. Девушки и мальчики недоверчиво считают, что они когда-нибудь были маленькими, глупыми и бесполезными. Это отрицание, психологическое недовольство распространяется на вещи одежды, которые они пользовались когда-либо, на старую игрушку, книжку, высказывание. Они не верят, что ранее занятия кубики, куклы, машинки дали им явное наслаждение, что они каракулями рисуют страницы книги. Все, что два или три года назад вызывали радость и восторг, теперь вызывает только скептические удивления. Былые домашние животные валятся, пылятся в углах, сваляются в кучу ящиков. И хоть дети все еще восхищаются витринами, прилавок с игрушкой, но привлекают их только разнообразие товаров и их сравнительные цены. Малыши тянутся на новую деятельность, игрушки не могут их увлечь по-настоящему.

Часто дети доходят до непреднамеренных вандализмов. Так они стараются изменить, улучшить то, что у них есть. Взрослые восприняли их поступки как попытку, коверку хорошего. Например, девушка сплетает с куклы платье нарядное и нарядит ее в рукава тюля, символизирующие для неё бальное платье, и для остальных только капризы и амбиции. Попытки изменить прическу кукле приводит к лишению волос половины. Мальчики пытаются переделывать старые автомобили, стараясь создать одну суперконструкцию из множества моделей. Они не всегда могут довести до конца начатые дела. В результате возникает грудь пластмассовых и металлических ломов. Все это не дает взрослым и родителям восторга. Они обвиняют своих отцов в небрежности, небрежности и расторопности. При этом ребята выходят за пределы обычной послушности. Они не устраивают указания родителей - играют и убирают, смотрят и ставят на место. Это их не устраивает - играют и убирают, смотрят и ставят на место. Вместе с взрослыми старшие дети часто отказываются от занятий с игрушками вообще.

Кризис окончания дошкольного возраста может начинаться даже в 5-6,5 лет. Тогда она протекает скорее очевидным и болезненным образом. Если время приближается к началу школьных занятий, то его можно пройти слегка, почти невидимо окружающим. Средство, преодолевающее негативные последствия кризиса, - создание благоприятных условий начала образовательной деятельности ребенка, в котором он может освоить теоретические знания, в первую очередь азбуку, письменность и счет. Ведь в условиях кризиса сформируется готовность школьников к обучению. И это и есть его положительный смысл. Многие родители пытаются приобщить детей к научным знаниям как можно скорее, чтобы научить чтение, составление слов и слов, сочинение, выполнение арифметических действий, пользуясь соответствующими книгами, пособиями, игрушками теперь хоть и пруд Неудачи заканчиваются именно из-за того, что сроки не соответствуют кризису конца детства дошкольного возраста. Ребята любят играть в кубики, буквы и цифры, с большим интересом рассматривают красиво оформленные для маленьких азбуки. Но очень быстро они охлаждаются от этих занятий, потому что период игры-драматизации еще не закончился. Их фантазия до сих пор господствует над сознанием. Попытки взрослых крепить, отрабатывать сформированные способности, кажется, приводят к упрямости и капризам.       И лишь совпадение с сроками систематического образования науки в школе и дома с кризисом 6-7 лет, т.е. с моментом исчезновения игровых возможностей и смены игрового мотива пришла глубокое познавательное мышление, а также готовность к обучению, это дает устойчивый положительный результат. Если ребята охладили к игре и забаве, дай им книжную мудрость в руки, огради их от повседневных забот и потом получите огромный толчок для дальнейшего развития. Она сейчас будет направлена на повышенный уровень интеллекта, а также возможности саморегуляции. Для детей вновь появится желание послушать взрослых, слушать их, но только в учебных ситуациях Непререкаемый авторитет станет тому, кто помогает им вступить в мир научных знаний Но этот человек не всегда станет родителями. Их место займет педагог, который будет вести детей к новым знаниям.

     Кризис и кризис семи лет занимает относительно короткие сроки: месяцы, годы, редко 2 года. В это время возникают резкие и фундаментальные перемены в психике ребёнка. Развитие кризисных периодов имеет бурное, стремительное, «революционное» значение. В то же время в очень короткое время ребенок весь меняется. Кризис происходит в стыке два возраста и заключается в завершении предыдущей стадии в этом случае – дошкольной и начале следующей школы.      Старшее дошкольное время является переходной стадией развития ребенка, когда он уже не является дошкольником, а еще не является школьником. Давно замечалось, что, переходя от детского до школьного возраста, ребенок сильно меняется, становится более сложным в воспитании. Эти перемены имеют более глубокое и сложное значение, чем в трехлетнем кризисе.

Негативные симптомы кризиса, характерные для всех переходных периодов, полностью проявляются и в данном возрасте негативизмом, упрямством, строптостью и т.д Кроме того, проявляются особые особенности для этого возраста: нарочитая, нелепая, искусственная поведение, паясничная, верткая, клоуна. Ребёнок ходит в «вертлявой» походке, говорит в писклявом голосе, коркает рожи, строит шутку из себя. Поведение ребёнка в период семилетнего кризиса имеет характер нарочитой шутки, вызывающей не улыбки, а оскорбления. По словам Л.С.Выготского, подобные особенности поведения семилетних свидетельствуют о «утрате непосредственности ребенка. Старшая дошкольница перестает быть наивной и прямой, как и прежде, становится менее понятной окружающим. Такие изменения являются причиной дифференциации разделения сознания ребенка в его внутреннем и внутреннем мире.

До семи лет ребенок поступает по актуальным для него переживаниям. Его стремления и выражение этих стремлений в поведении являются неразделимой частью. Поведение ребёнка в таком возрасте может быть условно описано схемой «хочешь - сделаешь. Наивность, непосредственность говорят о том, что ребенок внешне такой же как и «внутри». Поведение его понятное и легко «читается окружающим.

Утрата прямоты и непосредственности в поведении ребенка означает, что в его действиях входит какой-то интеллектуальный момент, который, как будто, вылится между переживанием ребенка и действиями. Поведение его становится сознательным и можно описывать другую схему: "хочу - понимаю - сделаю".

Осознание включает в себя всю жизнь семилетнего ребёнка: начинает понимать отношение к окружающим и к ним, к себе, к своему индивидуальному опыту, результатам своей деятельности. У ребенка с семилетним возрастом возможности осознания еще весьма ограничены. Это лишь начало формирования способности анализировать свои эмоции и отношения, в которых старший ребенок отличается от старшего человека. Наличие элементарных представлений о своем внешнем и внутреннем мире отличает детей в 7 лет от младших, кризис в семи лет от кризис в трех лет. Одним из успехов семилетнего кризисного периода является осознание своего социального «Я», формирование внутреннего социального статуса. Ребёнок впервые понимает разницу между положением, которое он занимает с другими людьми, и его реальным желанием и возможностями. Это ясно выражено стремление занять новую более «взрослую» позицию в жизни, выполнить новую важную для него и других деятельности. Ребенок «выходит» из обычной жизни, теряет интерес к детским видам занятий. Появляется желание детей относиться к социальной ситуации школьника, к обучению, как к новому социально значиму делу в школе, - большим, а детским садом только малым, и желание выполнять какие-либо обязанности взрослых и брать на себя обязанности помощника в семье.

Есть связь с кризисом семи лет с успехом адаптации детей в школу. В первой школе дети, которые до школы замечают симптомы кризисных ситуаций, меньше нуждаются в первой школе, чем дети, которые до школы не проявляли кризис семилетней давности. Родители отмечают, что «ребенок внезапно испорчен», «всегда был послушен, а теперь как-то подменён», капризна, голос повышается, дергает, «кричит» и так далее. Из наблюданий: ребята подвижные, легко начинают и отбросают игры, требуют внимания взрослых и спрашивают школу, Предпочитают заниматься игрой совместно с взрослыми. Они называются «очень активными, требующим контроля, нетерпеливыми, непослушными почемучками». Такие ребята приходят в школу за короткий срок адаптируются. Сейчас говорится о том, что границы кризиса с семи лет превышают шесть лет. Некоторые детки проявляют негативные симптомы к пяти-полным годам, так что теперь говорят, что кризисы 6-7 лет - это кризисы.