Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Мастер-класс с элементами тренинга «Взаимодействие с тревожными детьми имеющих тяжелые нарушения речи». Подготовила: педагог-психолог Лысенко С. В.

7 декабря 2022 г.

Тема: Взаимодействие с тревожными детьми, имеющих тяжелые нарушения речи.

 

Цель мастер-класса:

  • Привлечь внимание участников мастер-класса к работе с тревожными детьми, имеющих тяжелые нарушения речи;
  • Дать участникам представление об особенностях работы с категорией «тревожные дети» имеющие речевые нарушения.
  • Дать рекомендации по взаимодействию с данной категорией детей.
  • Знакомство педагогов с приемами и методами в работе с детьми, испытывающих чувство тревоги, и их родителями

Задачи мастер-класса:

• познакомить участников мастер-класса с опытом работы, в профилактике и коррекции тревожности у детей имеющих тяжелые нарушения речи;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого участника мастер-класса, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

 

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня профессиональной компетентности каждого участника мастер-класса в области профилактики и коррекции тревожности у детей имеющих тяжелые нарушения речи.

• Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля работы в профилактике и коррекции тревожности у детей имеющих тяжелые нарушения речи.

Материалы и оборудование:

  •  Ноутбук.
  • Презентация по теме.
  • Картотека игр и упражнений по теме.
  • Альбом для рисования на 20 листов.
  •  Фломастеры или цветные карандаши по числу участников.

Предварительная работа:

  • Проведение профилактических занятий с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности по профилактике тревожности, с использованием игр и упражнений на повышение уверенности в себе  и снятия мышечных зажимов у детей.
  • Разработка рекомендаций для родителей  и педагогов работающих с тревожными детьми имеющих тяжелые нарушения речи.

Форма работы: Мастер-класс.

 

 

Приветствие.

(организационная часть)

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер-класс по теме: «Взаимодействие с тревожными детьми  имеющих тяжелые нарушения речи».

Сегодня я предлагаю Вам принять на себя роль родителей  и педагогов работающих с тревожными детьми имеющих тяжелые нарушения речи.

 

Ход мероприятия.

(вступительная часть)

П-п.: Прежде чем приступить к рассмотрению темы, считаю необходимым остановить внимание на основных понятиях, которые тесно взаимосвязаны при рассмотрении данной проблемы (демонстрация презентации слайды 1,2,3,4,5).

        

Участникам предлагается вопрос для обсуждения:

- Как описывается психологический портрет тревожного ребенка?

 (участники обсуждают заданный вопрос

 

Минилекция.

( сопровождение демонстрацией презентации слайд 6-12).

П-п.: Психологический портрет тревожного ребенка

В детском возрасте чувство страха нередко достигает крайней степени. Дети такого склада, обладающие тревожно-боязливым темпераментом, боятся, например, засыпать в темноте или, когда в помещении никого нет, заходить в неосвещенные комнаты и коридоры. Боятся собак. Трепещут перед грозой. Наконец, боятся других детей, поэтому те их часто преследуют и дразнят. Они не решаются защищаться от нападений, что как бы провоцирует других более сильных и смелых детей  поиздеваться над своими боязливыми товарищами, ударить его. Это «козлы отпущения», как их обычно называют, или «мишени», предположил их назвать Леонгард К., ибо они постоянно «вызывают огонь на себя». Любопытно, что сверстники сразу распознают их слабое место. Иногда дети при очередной шалости сваливают вину на боязливого ребенка, который действительно становится «козлом отпущения».

Многие исследователи детского развития отмечают, что каждый ребенок переживает периоды «повышенной чувствительности» к окружающему миру, когда он становиться менее защищенным и появляются страхи, тревоги.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем, в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях – они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, заторможенной. Как правило, возникает двигательное возбуждение.

Обычно тревога представляет собой возбуждающее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Тревожность, неуверенность в себе проявляется в трудностях включения в деятельность. Ребенок долго не приступает к задаче, боясь, что он недопонял условие и не сможет правильно решить ее. Он старается заглянуть к соседу, пытается угадать, доволен ли им взрослый. Трудности в работе у тревожных детей с заниженной самооценкой тем выше, чем более значима выполняемая ими деятельность. Выход к доске также сопряжен для них с дополнительными трудностями. Их ответы с места обычно лучше, чем у доски.

Для детей с заниженной самооценкой очень важны и значимы оценки, даваемые взрослыми. Похвала может частично снять отрицательное влияние тревожности и неуверенности в себе на деятельность, порицание только усугубляет его. Как правило, порицание приводит не к исправлению допущенных ошибок, а к «уходу» от деятельности. Ребенок занимает пассивную позицию, огорчение мешает ему продуктивно работать, усваивать информацию, материал.

Ребенку с повышенной тревожностью очень важно дать возможность поверить в свои силы. Здесь нужен максимум спокойствия, доброжелательности и внимания. Ребенка нельзя торопить, надо дать ему собраться с мыслями. Когда он научиться делать что-то, желательно специально обратить внимание на достижения ребенка, чтобы он увидел и почувствовал это.

Основой тревожности является чувство беспокойства. При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное, тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает «сосет под ложечкой», ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и весь человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным.

При состоянии беспокойства (тревожности и боязни) страх прячется в различных темных закоулках психики, выжидая подходящего момента для проявления. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Для них типична многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях.

При состоянии хронического беспокойства и страха ребенок находится в напряженном ожидании, часто пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны преходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия..

Характеристика детей с нарушениями речи

Учитывая специфику работы с детьми – логопатами, считаю необходимым дать краткую характеристику детей с тяжелыми нарушеними речи (ТНР).

Современный ребенок к 5 годам должен обладать всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит сложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

Иная картина наблюдается при ТНР. Оно может быть выражено в разной форме: от полной невозможности соединить слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ив, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но, в любом случае, нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и названия дефекта – тяжелое нарушение речи.

Развернутые смысловые высказывания детей с ТНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Дети с различными нарушениями речи испытывают большие затруднения в общении, причем эти трудности как объективного (сами нарушения), так и субъективного (чувство неполноценности) плана.

Проблемы, возникающие по причине речевых нарушений, не могут не сказываться на поведении и самочувствии ребенка. Они действуют в течение всего времени, пока ребенок их имеет, поэтому не могут не влиять на его общее состояние.

Низкий уровень речевого развития, в частности, непонимание многих слов, употребляемых педагогами или товарищами, невозможность выразить словами свою мысль часто могут быть достаточным поводом для тревожности.

Для детей с ТНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

1.нарушены внимание и память;

2.нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

3.недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям.

У дошкольников-логопатов различное отношение к своим речевым дефектам. Одни совершенно безразличны к ним, другие настолько тревожны и ранимы, что значительно затрудняет общение с ними.

Вот почему педагогу, чтобы грамотно планировать и прогнозировать коррекционную работу, необходимо учитывать и уровень тревожности воспитанников, чтобы создавать психологически комфортные условия воспитания и обучения.

 

Практическая часть.

Способы и методы преодоления повышенной тревожности у детей с тяжелыми нарушениями речи.

(сопровождение демонстрацией презентации слайды 13-15)

Участникам Мастер – класса  предлагается принять участие в упражнениях и играх в качестве детей, для профилактики и коррекции тревожности у детей с тяжелыми нарушениями речи:

 

Игры на повышение самооценки.

  1. Зайки и слоны (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.        

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Участники показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Участники разбегаются по группе и прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Участники в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения участники садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Книга моих подвигов

 Цель – содействовать повышению самооценки у детей. Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг – побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из участников разыгрывает эту ситуацию, остальные участники наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый участник придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, участники показывают их группе и рассказывают о них.

Я – король

 Цель – повышение самооценки. Ребенок в роли короля делает указания, сидя на троне: принеси мне игрушку, спляши польку и т.п.

Смелый чебурашка

Цель – повышение уверенности в себе. Ребенок превращается в чебурашку, залезает на стул и громко читает в слух стихотворение.

Ау!

Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

Потерялась девочка

Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявления по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» - и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».

     

 

Упражнения на релаксацию и дыхание

Драка

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. “Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Корабль и ветер

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

Подарок под елкой

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

После выполнения упражнения можно обсудить (если участники захотят), кто о чем мечтает.

Дудочка

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”

Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе, сидя или стоя за столами.

 

Этюды на расслабление мышц  

Сосулька

Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”

Шалтай-Болтай

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.

Винт

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!”

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”.

Насос и мяч

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. “Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями.

Игры, способствующие расслаблению.

Водопад

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. “Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

Танцующие руки

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. “Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у участника был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

Театр масок (Лютова Е.К., Монино Г. Б.)

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

“Ребята! Мы с вами посетим “Театр Масок”. Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга”. Участники с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. “Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни “Ворона и Лисица”) в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр”. Участники плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. “Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная шапочка”, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком”. Участники могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. “Замрите! Спасибо!

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!” Далее педагог на свое усмотрение, может похвалить особо тревожных детей, например так: “Все работали хорошо, особенно страшной была маска Buтu, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!”

“Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Положите руки на стол, а голову на руки, закройте глаза. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!”

 

Арттерапия.

 (сопровождение демонстрацией презентации слайд 16).

Упражнение «Солнышко»

Цель: повысить самооценку ребёнка.

Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши. Попросим ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.  Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

-Солнышко — какое оно?

-Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

-А теперь представь, что солнышко — это ты.

У солнышка твоё имя.

Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

-Ты перечислил, какое солнышко замечательное:тёплое, светлое,доброе…

Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?

Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?» Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика.

Задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развиты или вообще отсутствуют. Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…»

Запишите всё, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом. Не нужно реплик: «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…»  и т.п..  

В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве. Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребёнка, меняясь от мрачно-чёрного до солнечно-жёлтого.

 

Работа с родителями тревожного ребенка.

(сопровождение демонстрацией презентации слайдами 16-17).

П-п: Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Рекомендации родителям.

  1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

 

 

 

 

Заключение выступления.

П-п.: Чтобы период детства был не только счастливым, но и подготовил ребенка к жизни, он нуждается в безусловной и требовательной любви. Безусловная любовь, когда тебя любят таким, какой ты есть.

Требовательная же любовь – любовь за достигнутое, преодоленное и ее необходимо заслужить. Требовательная любовь побуждает ребенка быть лучше, поступать достойно, преодолевать себя и сложные обстоятельства.

Соответственно, есть необходимость повышать самооценку у детей с повышенной тревожностью для преодоления себя и обстоятельств. Позиция «Я – хороший», «Ты – хороший» сама по себе уже является мощным противоядием от любого вида тревожности.

Любовь к ребенку, мудрая и великодушная, поможет родителям преодолеть трудности его поведения, его болезни, как бы они ни были тяжелы.

П-п.: Хочу повториться еще раз - «У детей логопатов различное отношение к своим речевым дефектам. Одни совершенно безразличны к ним, другие настолько тревожны и ранимы, что значительно затрудняет общение с ними. Поэтому и родители и педагоги которые работают с такими детьми должны грамотно планировать и прогнозировать коррекционную работу, необходимо учитывать и уровень тревожности воспитанников, чтобы создавать психологически комфортные условия воспитания и обучения».

 

РЕФЛЕКСИЯ

Участникам  предлагается  поделиться своими впечатлениями.

П-п.: В завершении нашего мастер-класса предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей. Знания, опыта, а на правую руку – то, что вы получили на этом занятии нового.

Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись друг другу и поаплодировали себе за прекрасную работу.

Обратная связь.

П-п.: На этом наш мастер-класс подошел к своему завершению. Предлагаю  Вам оценить мою работу с помощью предложенных вам оценочных листов. (Оценка работы мастер – класса)

 

Бланк для участников тренинга содержит следующие вопросы:

1) Чем полезна для Вас эта встреча?

2) Какие приемы Вы будете использовать при работе с тревожными детьми?

3) Ваши предложения.

Спасибо за активное участие!

Данный мастер-класс, и его конспект проведения составлены с 

использованием следующих интернет ресурсов:

 

  1. https://l-pankova.ru
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-s-yelementami-treninga-vzaimodeistvie-s-trevozhnymi-detmi.html
  3. https://www.1urok.ru/categories/26/articles/41203

https://www.uchmet.ru/library/material/244070/