Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Конспект МАСТЕР - КЛАССА по арт-терапии «Волшебные краски». Подготовила: Педагог-психолог Лысенко С.В.

7 декабря 2022 г.

Тема: Проведение семинара – практикума с родителями по арт – терапии «Волшебные краски»  (Нетрадиционные методы коррекции и развития эмоциональной сферы).

 

Цель мастер-класса: привлечь внимание участников мастер-класса к работе с родителями по арт-терапии с использованием нетрадиционных методов работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

 

Задачи мастер-класса:

• познакомить участников мастер-класса с опытом работы с родительским контингентом используя изотерапию как один из методов арт-терапевтических  технологий и его применением на практике;

• создать положительный эмоциональный климат у участников,  используя

 изотерапию, как одну из форм организации мастер-класса;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого участника мастер-класса, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

 

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня профессиональной компетентности участника мастер-класса в области арт-терапии.

• Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

 

Материалы и оборудование:

  • альбом для рисования на 40 листов;
  • крупы (рис, пшено, гречка);
  • кисти;
  • клей (ПВА и клей карандаш);
  • пластилин;
  • непроливайки;
  • набор красок - гуашь;
  • одноразовые тарелки;
  • росинка с водой;
  • губки для мытья посуды;
  • бумажные и влажные салфетки.

 

Предварительная работа:

  • Проведение семинара - практикума с родителями воспитанников ДОО.
  • Изготовление ознакомительной брошюры с рекомендациями для родителей по арт-терапии «Волшебные краски».

Форма работы: Мастер-класс.

Приветствие.

(организационная часть)

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер-класс по теме: Проведение семинара – практикума с родителями по арт – терапии «Волшебные краски»  (Нетрадиционные методы коррекции и развития эмоциональной сферы).

 

Сегодня я предлагаю Вам принять на себя роль родителей.

 

Ход мероприятия.

(вступительная часть)

П-п.: Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. У детей отмечается высокая тревожность, часто наблюдаются проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности.

Педагоги нашего учреждения стараются уделять этому виду деятельности особое внимание: рисуют с детьми и в совместной и самостоятельной деятельности. И хотелось бы, чтобы Вы, уважаемые родители, обратили на это внимание, рисовали с детьми дома. Сегодня я вас для этого и пригласила.

Участникам предлагается вопрос для обсуждения:

- Что Вы знаете об Арт-терапия и как она связана с развитием эмоциональной сферы ребенка?

 (участники обсуждают заданный вопрос)

 

П-п.: В последние годы дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Но одним из самых действенных методов является арт-терапия.

Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения, и даёт положительные результаты.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

 

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

• формированию представлений о себе;

• изучению и выражению своих чувств и эмоций;

• формированию позитивного самовосприятия;

• развитию коммуникативных навыков;

• эмоциональному сближению;

• снятию психоэмоционального напряжения;

• развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

 

Арт-терапия:

• создаёт положительный эмоциональный настрой;

• позволяет обратиться к реальным проблемам или фантазиям;

• способствует творческому самовыражению;

• развитию воображения;

• развитию эстетического вкуса;

• приобретению навыков изобразительной деятельности и

• развитию художественных способностей в целом.

 

Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются:

  • Сказкотерапия - разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии.
  • Музыкотерапиюя -  реализует психотерапию при помощи музыки.
  • Игротерапия - используется терапевтическое воздействие игры , чтобы помочь ребёнку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
  • Изотерапия - психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства.

 

Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия. Как только ребёнок берёт в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает своё подсознание. Изотерапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету. Самое важное, что продукт творчества является объективным отражением настроений и мыслей человека.

 

Дети везде рисуют:

На асфальте, песке и в альбоме.

Они ничем не рискуют,

Рисуя на стенах в доме.

Чем хочешь,дети рисуют:

Фломастером, палочкой, кистью,

Как в вальсе мелки танцуют,

Карандаш живёт собственной жизнью.

Дети всегда рисуют….

И взрослые точно знают,

Что дети ни с кем не флиртуют –

В рисунках себя выражают.

Марина Житник.

Практическая часть.

Участникам Мастер – класса  предлагается сделать несколько работ с использованием следующих техник:

«Пальчиковая живопись» (рисовать пальцами, ладошками, ступнями ног).

Для того чтобы достичь изобразительные эффекты нанесением краски ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторики, точной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Нанесение краски на стопы ног и их отпечатки также является необычным способом рисования и непередаваемыми сенсорными ощущениями, яркими эмоциями для детей.

Инструкция: Опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Марание»  («марать» - значит «пачкать, грязнить»).

 Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов. Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

Инструкция: Опускаем в гуашь пальчик и хаотично размазываем по листу, можно смешивать различные цвета в любой последовательности. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование сыпучими материалами» (песок, крупы и др.)

С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем рассыпается над клеевым рисунком крупа, сухие листья, перетёртые между ладошками. Так же используются в работе песок и другие сыпучие материалы.

Инструкция: нанесите необходимое количество клея на шаблон рисунка и присыпьте его одним из сыпучих материалов. После нанесения сыпучего материала, его излишки необходимо ссыпать на тарелку. Работа продолжается до тех пор пока рисунок не будет готов. После работы руки вытираются салфеткой, затем ополаскиваются водой.

 

 «Монотипия».

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее чётким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

«Рисование предметами окружающего пространства».

Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, дном бутылок и чем-то еще. Нестандартное использование «бросового» материала потенциально помогает выйти за рамки стереотипов. Ребята с интересом используют подручный материал в новом качестве. Что создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей, познания окружающего с разных сторон.

Инструкция: Опускаем в гуашь губку и наносим им краску на лист бумаги в соответствии с задуманным рисунком.  После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование на мокрой бумаге».

Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это своего вида экспериментальная работа, познавательный процесс. Это доставит ребенку особое наслаждение, подарит много положительных эмоций.

 «Кляксография»  (Кляксы). 

Этот способ рисования заключается в том, чтобы научиться делать кляксы (черные и разноцветные). Зачерпываем гуашь пластиковой ложкой и выливаем на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Рассматриваем изображение, определяем: «А на что же это похоже?» дорисовываем недостающие детали. А ещё мы ставим большую яркую кляксу, берём трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы?

 

 

«Пластилинография»

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоёмкая техника требует от ребёнка усидчивости и длительного сосредоточения, внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Рисование пластилином сочетает в себе лепку и аппликацию. В результате получается полуобъемная лепная картинка.

Существует 6 видов техник:

  1. РИСОВАНИЕ ШАРИКАМИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
  2. ТЕХНИКА РАЗМАЗЫВАНИЯ ПЛАСТИЛИНА
  3. ОТПЕЧАТКИ НА ПЛАСТИЛИНЕ
  4. РИСОВАНИЕ СПИРАЛЬКАМИ
  5. ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ МАЗКАМИ
  6. ОБЪЕМНОЕ РИСОВАНИЕ

Инструкция: Выберите одну из техник работы с пластилином, а затем заполните им шаблон рисунка. После работы руки вытираются салфеткой, затем ополаскиваются водой.

 

РЕФЛЕКСИЯ

П-п.: Мне очень интересно узнать, нравится ли вам то, что вы создали? О чём вы думали, когда рисовали?

(участники делятся своими впечатлениями)

 

В завершении нашего мастер-класса предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей. Знания, опыта, а на правую руку – то, что вы получили на этом занятии нового.

Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись друг другу и поаплодировали себе за прекрасную работу.

 

П-п.: На этом наш мастер-класс подошел к своему завершению, за Ваш добросовестный труд я хочу подарить Вам сказку «Волшебные краски». Эта сказка расскажет Вам, как создать настоящую волшебную страну Доброты.  А так же я подготовила для Вас буклет «Атр-терапия «Волшебные краски»», что бы Вы могли поделиться этими знаниями с Вашими детьми.

 

 

Предлагаю  Вам оценить мою работу с помощью предложенных вам оценочных листов. (Оценка работы мастер – класса)

Спасибо за активное участие!

Данный мастер-класс, и его конспект проведения составлены с  использованием интернет – источников:

  1. https://kladraz.ru/users/baskakova
  2. http://www.maam.ru/users/1344009
  3. Фон  http://tplmax.ru/wp-content/uploads/pixels-and-light-abstract-vector-backgrounds.jpg
  4. Крошка Енотhttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/855/89855504_04019.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Сказка «Волшебные краски».

Давным-давно жила на свете одна добрая фея-волшебница. Она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, гладя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля.

Она прочла заклинание, и … очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг нее бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!

«Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце Любовь и Доброту! Что же делать!» И вдруг волшебницу осенило«А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок

Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников,которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»

По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми. Другие – что желают познать сокровенные тайны жизни. Третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло «как по маслу». Для четвертых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод. А пятые желали «склеить» разбитые отношения…

«Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. – В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы. Потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни. Затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно. Замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет достаточно жидким, таким из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания».

Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Небо прислало ей голубой цвет, лес – зеленый, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга – остальные горшочки! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.

Что же было дальше, спросите вы. А дальше, волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой волшебной страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась – ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми. С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовит их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну Доброты.