Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

«Особенности работы психолога ДОУ по преодолению детского непослушания» Лысенко Светлана Викторовна педагог-психолог

26 июля 2022 г.

Одна из актуальных задач в работе психолога в детском саду – проблема детского каприза и непослушности. Дети не просто капризны, упрямы, но и демонстрируют агрессивное поведение, направленное как на их сверстников так и к взрослым. Конечно, нельзя рассматривать такие поведения дошкольников как девиантные, но не стоит пренебрегать этим проявлениям.

Воспитатель, родитель обращается к советам, пытается найти причины для того, чтобы избежать негативного воздействия, разрушающего душу малыша, создающего эмоциональные дискомфорты и самого ребенка, и окружающих.

В статье мы представим материал, по которому поможет разобраться в природе возникновения непослушности детей. Практические занятия будут полезны для родителей, воспитателей, практических психологов образовательных учреждений. Это помогает предотвратить и преодолеть явления деструктивной деятельности дошкольников.

Детское неуважение является демонстрацией неустойчивого и негативного поведения, общения, которое порождает эмоциональные и физиологические конфликты, создающие психотравмирующие фоны развития личности ребенка.

Главная причина детского неслушания - неблагоприятная морально-психологическая среда ребенка, связанная с неблагоприятным моральным и эмоциональным окружением. Это компьютерная игра, телепередача. Но всё же наблюдая за ребятами, беседуя, можно делать вывод: ребята знают, что кино - игра, мультики - не действительно.

Главный пример для наглядности остается взрослым, окружающим ребенком. Всем известны неоспоримые факты того, что ребята подражают тому, что они видели и услышали. А эмоциональные состояния большинства людей и отношение их к жизни мягко не назовут радужным.

Мы, конечно же, не можем оказывать влияние на развитие техники компьютера, на цензуру телевещания. Мы работаем на конкретном случае, на реальных людях. Таким образом, мы считаем, что целесообразным будет углублять просветительскую деятельность именно у родителей. При общении с родителями очень часто вы понимаете, что большая часть проблем возникает из-за того, что родители не знают возрастные особенности ребенка, не умеют адекватно воспринять ребенка, благодаря собственной низкой психологической и социальной культуре.

Таким образом, необходимо чаще проходить родительские собрания, круглые столы, элементы обучения родителям воспитанников в инициативе психотерапевта. Ориентировочная тема таких встреч может быть: «Психологические особенности возраста детей», «Формирование умения адекватно воспринимать своих детей родителями», «Стиль воспитания семьи» и, как они влияют на дальнейшие развития ребенка», «Дети-родители, родители-дети – взаимодействия поколений», «Активный слушатель – как средство решения детских проблем» и др.

Родителям нужно понять, что они и создают специальный мир, где ребенок чувствует себя уютным, оберегающим и стимулирующим. Именно в этой жизни личность постепенно растет, для кого теплые и дружелюбные отношения важны столь же, как полноценная диета, как воздух и вода для тела. Для того, чтобы сформироваться личность, нужно сформировать в ребенке позитивное отношения к себе, окружающим и окружающим. Взрослым следует знать о том, что занятия у детей в дошкольном возрасте являются полимотивированными. Ребенок старается расширить границы деятельности, проверять границы разрешенного. Это выражается в палитре эмоций: позитивных, негативных, амбициозных одновременно существования любви, ненависти и агрессии, агрессии и потребности в близости. Поэтому, когда мы взаимодействуем с детьми в дошкольном возрасте, необходимо помнить о том, что намеренно проявлять непослушность ребенок не сможет. Поведение плохое может обусловлено и внутренними факторами и определенным психофизиологическим свойством. Для определения границ, разрешенных ребенку следует нарушать запрет взрослого человека. Если ребенку интересно что-то интересное, то очень сложно ему остановиться. Возникают и споры со своими сверстниками, не из-за личного недовольства, а из-за того, что один из детей «мешает», «не хочет так же играть», «не дает привлекательной игрушки» и так далее.

Чтобы погасить конфликт взрослый не должен определять «правого» или «виновного». Поскольку ребенок, признанный «виновным» в конфликте, будет считать требования ребенка несправедливым и неприемлемым. Лучше переключить детское внимание на другую деятельность. А потом когда конфликт прекратится, проанализируйте ситуацию с ребятами. Всё ещё без «нотаций» ребенку.

В общем, чтобы предупреждать непослушность детей, необходимо знать индивидуальные особенности малыша. Одинаковое поведение у различных детей может быть связано с определенными качествами личности.

Причина конфликта может также быть обыкновенная демонстрация. У демонстрационного ребенка возникает повышенное потребление успеха и внимания к окружающим. Поведение его чёрное, театральное, возникают преувеличенные эмоции. Такой ребёнок старается любым образом привлечь внимание, получать одобрение и завоевать доверие. Если он не может это сделать, он становится агрессивно, упрямо, проявляет беспредельный образ поведения. Всё это делается, чтобы заметить его, попросить, хвалить даже "похвалить". Причиной подобного поведения могут служить семейные воспитания, где ребенок уделяется вниманию только после активных требований, т.е. ребенок замечается только при его капризе, разрушении и так далее. Может быть, наоборот, ребенок уделяет много времени, окружён вниманием людей и сам не может включиться в работу. Такие дети должны найти способ самореализации. Взаимодействовать с ними надо, как с партнёром. Они способны стать «правым рукой» для любой взрослой. Демонстративное детство может давать много поручений: поливать цветы, собирать игрушки, раскладывать оборудование на занятия и так далее. Но обращать внимание на таких детей нужно не в том случае, если они требуют его, а в том случае, если они обнаружили маленький самостоятельный потенциал. Можно поблагодарить за хорошо сделанную работу, за упорство, за трудолюбие и осторожность. Это очень важно для детей обращать внимание на своих сверстников, предложить помощь товарищу, построить что-нибудь вместе, развлечь, успокаивать. Желательно привлечь детей в командные игры, где итог зависит от дружбы. Например, можно использовать такую игру: «Поводок» - ребенок завязывает глаза, другой же должен пройти его по препятствиям кубиком, стулом и так далее, "Капризы" - ребенок с капризами успокаивается, а другие поочередно успокаиваются, этюда "Эгоизм" - ребята исполняют предложенные тексты, а затем обсуждают; игра "Пригласить на пустую стулья" - ребята разделяются на парочки, одни сидят на стулах кругом, другие становятся за стульями. Оставленный без пары ребенок стоит на спине свободного кресла, приглашает к себе кого-нибудь, который ему нравится, на стул, занятие «Рассмешить печальное», занятие «Кто лучший из нас». – взрослый спросил: «Кто лучший из нас, дежурил, помогал младшим, любил растения, любит старших, уважал старших, помогает мама и так далее. Поэтому доминирующее требование к вниманию удовлетворяется, и ребенок формирует конструктивный образ поведения. Ребенок ощущает себя необходимым и важным.

Еще одна причина непослушности детей - агрессия. Агрессия – мотивированная деструктивная деятельность, противоречащая нормам и нормам существования человека в обществе, причиняя физическое и моральное ущерб человеку или вызывая психологическое дискомфорт (отрицательные эмоции, состояние напряжения, страх, подавляющее состояние). Детская агрессия является признаком ненормальной зрелости. Причиной возникновения может быть разное. Это также какие-то соматические болезни или болезни головного мозга. Но воспитание семьи играет большую роль, которая начинается от рождения ребёнка. Очень редко дети оказываются свидетелями агрессии взрослых в спорах, криках, драках. Характер наказаний, применяемых родителями, резко уменьшает агрессивное поведение, часто не обращая внимания на них. Таким образом, убедив детей в том, что такое поведение допустимо.

Агрессивное дитя как и любое другое требует помощи и ласки взрослого, поскольку агрессия - это в первую очередь внутренний дискомфорт, реакция на происходящее вокруг и на которое ребенок не умеет реагировать на это. Он ощущает себя отвергнутым, не нужен, уверен что его не любят. Другие люди воспринимают подозрительно, осторожно. Вину за недобросовестные поступки - драка, ругань, сломанная игрушка - часто перекладывают на других людей. Такие ребята не понимают свою агрессию, не заметят, что они вызывают страхи и беспокойство окружающих, но прекрасно чувствуют себя неприязненными взрослыми и собратьями. Это убедит их в их ненуждности.