Еежегодно увеличивается число детей, имеющих врожденную патологию, резко ограничивающую их адаптацию в современном обществе. Впрочем, стоит отметить позитивный момент - многие детки с нарушениями развития остаются в семье, где они живут.
В то же время наша организация не готова воспринимать подобных детей, так что многие семейства, которые воспитывают детей с нарушениями развития, изолируются и пытаются справиться с нищетой в одиночестве.
Работа с детьми состоит в обучении их правил поведения в общественном месте, поддержании разговора с взрослыми и выражении чувств и эмоций, умении разрешения конфликтов, договоренности с сверстниками, вместе с работой по корректировке интеллектуальных и психических расстройств.
Вовлекая ребёнка в индивидуальные и коллективные действия, педагогу необходимо определение ведущего направления работы:
- работать над созданием положительных эмоциональных контактов;
- снижение уровня беспокойства;
- формирование желания самостоятельного научения.
Педагог наблюдает ребенка в свободной обстановке, выясняет предпочтения, подбирает подкрепляющих стимулов. Такие игровые игры, как «Ладушки», «Иди к нам», «Хородок с зайкой», помогают психотерапевту установить эмоциональное взаимодействие с ребенком, которое постепенно превращается в взаимодействие.
Для подготовки детей к соотнесению и различению используются две виды заданий, например:
- сортировка – где у ребенка рядом предметы по образцам. Ребёнок получает инструкцию: "Найти подберите, дайте, возьми то же самое";
- навыки сочетания и различия предметов в цветах, формах, величинах.
Для этого проводятся дидактические игры: «Разложить, «Найти такой же», «Быть внимательным». Когда ребенку удаётся выполнить задание с одной темой, можно выбрать два предмета и так далее.
Игра «Подбери окно», помогает концентрировать внимание и самоконтроль, «Раскрасить яблоко», учит ребенка рисовать, ориентируясь по образцу и подобрав соответствующий карандаш.
При работе большое внимание уделяется проблемам поведения детей:
- уточняет, что предшествовало проблемному поведении;
- что стало причиной проблемного поведения.
Предотвратить возникновение проблем поведения в отношении реакции на нарушения стереотипов помогает работа по развитию гибкости поведения.
Также большое внимание уделяется обучению речевых навыков и умению общаться.
Начинается формирование экспрессивных навыков речи:
- подражая звуку и артикуляции;
- Бучение словами, выражающими просьба;
- овладение функциональным значением объектов;
- понимать признаки предметов цвета, величины ;
- Обучение ответить на вопрос «Где?»
Дидактические игры «Делай так» и «Повторяй за мной» используют звуки, встречающиеся в спонтанной поведении ребёнка.
Игра "Хочешь?", учит ребенку выражать соглашаться или не соглашаться с чем-либо.
В игре «Дайте желтый мяч» формируется навыок невербального согласия по этому показателю.
Выбирается одна "воплощенность" этого признака - желтая. Слово, которое обозначает изученный признак, должно быть интонировано выделено.
Вначале отрабатывается инструкция с предлогом - например, положите в коробку. И задаёт вопрос: «Где?» Впоследствии отработана инструкция с указанием на. Различные инструкции и предлогы используются случайно.
"Покажите картинку, на которой рисуется чашка" - когда ребенок находит её и спросит: "Зачем она?" - ему нужно сопоставить предмет с изображением действия.
Успехи коррекционной работы зависят от комплексной подготовки всех специалистов: психологов, дефектологов, психологов, инструкторов по физкультуре, музыкальных руководителей и конечно же родителей.
Большая часть времени ребенок, который посещает образовательную организацию, находится вместе с учителем. Таким образом, роль воспитателей и дефектологов в воспитании навыков общения ребенка с взрослыми и собратьями очень важно. Нельзя снять диагноз, но вот педагоги, считая, что они не безнадёжны в своих делах, могут действительно помочь ребенку и очень много сделать: понять ребенка, принимать его так, как он есть, и учитывая особенности его, помочь адаптироваться к миру.
Трудная роль родителей играет в развитии и воспитании ребенка в жизни. Эффективность указанных методик коррекции может быть достигнута только при систематическом применении в домашних условиях, при терпимости и внимательности к ребенку.
Чтобы подвести итог, необходимо подчеркнуть, что основная цель работы, проведенной с детьми, а также родителями, заключается в том, что адаптация детей в социальную жизнь и лишь преемственность работы специалистов, семьи способна обеспечить эффективное преодоление нарушений развития ребенка в максимально короткие сроки.