Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель:
Закрепить знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте и звуковой культуре речи.
Задачи:
Коррекционные:
- Закрепить знания детей о звуках русского языка.
- Закрепить знания детей образов букв.
- Автоматизировать в связной речи поставленные звуки
Развивающие:
- Продолжать развивать фонематический слух в процессе игр со словами.
- Продолжать развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать уважение и любовь к родному языку.
- Воспитывать уважительному и терпеливому отношению к сверстникам.
Оборудование: предметные картинки, домик гласных букв русского языка, схемы звуков русского языка, удочка, образы букв.
Ход ООД:
- Мотивационно - ориентировочный этап.
Педагог обращается к детям: «Дети, я приглашаю вас отправится в путешествие. Хотите?» Дети: «Да. А куда?»
Педагог: «Мы полетим с вами в Звукобуквоград. Это город где живут все звуки и буквы».
- Поисковый.
Артикуляционная гимнастика
Педагог: « Для того чтобы успешно добраться до этого города нужно подготовится. Что поможет нам подготовиться?
Дети: « Гимнастика для губ и языка».
Гимнастика для губ и языка в сопровождении весёлых стишков З.А.Репиной и В.И.Буйко.
«Лягушки улыбаются» («Улыбка»)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
«Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы —
Посчитаем наши зубы.
«Хобот слонёнка»
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
«Бублик»
Бублик мы изобразили—
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
«Чищу зубы»
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
«Язык-силач»
Язычок у нас силач—
В зубы упирается,
Сильно напрягается,
Горкой выгибается.
Силачу пора на отдых.
Чтобы смог он полежать,
Мышцы будем расслаблять.
«Качели»
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
«Горка»
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.
«Пиала»
Язык широкий положи,
Его края приподними—
Получилась пиала,
Почти круглая она.
В рот её ты занеси
И края к зубам прижми.
«Вкусное варенье»
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
«Грибок»
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка—
Шляпка на макушке.
«Гармошка»
К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
«Иголочка»
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
«Лошадка»
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
«Маляр»
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Проведём вперёд-назад—
Наш маляр работе рад!
«Маятник»
Влево—вправо,влево—вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
Полет на самолете.
Педагог включает музыку, дети включают свои моторчики, встают со стульчиков и имитируют полет на самолете.
- Практический.
Путешествие по Звукобуквограду.
Дети приземляются. Педагог подводит их к домику гласных звуков и букв русского языка.
Педагог: «Жители этого города любят играть в разные игры, но чтобы поиграть, нужно вспомнить гласные звуки и буквы русского языка. Давайте вспомним правило, какие звуки называются гласными?»
Дети вспоминают стихотворение:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет,
Звук получается гласный.
Логопед: «Молодцы дети, давайте перечислим все гласные звуки и буквы».
Дети перечисляют.
-
- Игра «Назови звук»
Педагог называет каждому ребенку слово. Задача ребенка - услышать с какого звука начинается слово, и сказать этот звук. Далее задание может усложниться и звук в слове нужно назвать последний или сразу оба.
-
- Загадки про гласные буквы.
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
Но начинает Алфавит. (А)
В этой букве нет угла,
От того она кругла,
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто. (У)
Она всегда с открытым ртом
И большущим языком.
Эге-гей! – она кричит.
А во рту язык торчит. (Э)
Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась буква … (Ю).
Каждый знает
Эта буква
Самая хвастливая. (Я).
-
- Игра «Рыбаловы»
Педагог предлагает детям порыбачить. Каждый желающий берет удочку и ловит рыбку, а на рыбке нарисованы две буквы наложенные одна на другую. Нужно буквы рассмотреть и назвать их. (зашумленные образы букв).
-
- Игра «Собери букву из частей»
Детям предлагаются буквы, разрезанные на части, нужно собрать их правильно.
-
- Игра «Отгадай ребус»
Логопед предлагает детям решить ребусы и назвать загаданное в них слово.
Б+
Педагог: «Молодцы дети, вы правильно выполнили все задания и подружились с жителями этого города. На память о себе жители Звукобуквограда дарят вам памятные подарки. А теперь нам пора возвращаться в детский сад».
Полет на самолете. Логопед включает музыку, дети включают свои моторчики, встают со стульчиков и имитируют полет на самолете.
4. Рефлексивно - оценочный этап
Педагог беседует с детьми
- Дети, вам понравилось наше путешествие? - Да
- А выполнять задания понравилось? – Да
- Тогда скажите, какое задание вам понравилось больше всего?..
- Какое задание вам показалось самым трудным?...
- Вы справились со всеми заданиями. Вы молодцы.
5. Последующая работа.
На следующем занятии мы еще раз выполним те задания, которые вам понравились или вызвали сложности.