Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Формирование механизмов социальной адаптации

«Социальная адаптация детей с ОВЗ в детском сад». Подготовила педагог-психолог Лысенко С.В.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ОВЗ ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания, также все это может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление).

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.

Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

·  Нарушение эмоционального состояния;

·  Ухудшение сна и аппетита;

·  Развитие страха перед дошкольным учреждением;

·  Повышение заболеваемости.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

·  Эмоциональная неадекватность;

·  Социальная некомпетентность;

·  Несоциализированная агрессия;

·  Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;

·  Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;

·  Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

 

Для облегчения социальной адаптации детей родителям необходимо с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также - с нормотипичными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно.

Обучение проходит на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.

Существуют несколько форм работы, которые позволяют преодолевать социальную исключенность детей с ОВЗ и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество:

- полная интеграция, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;

- временная интеграция. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;

- частичная интеграция, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.

В детском саду  проводится работа психолого - педагогической поддержки социальной адаптации детей с ОВЗ, как с детьми, так и с их семьями.

 

В своей работе педагоги и специалисты  используют  различные формы:

1.  Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Данная форма работы направлена на изучение семьи, стиля ее жизни, взаимоотношений ребенка с родителями.

2.  Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Данные формы работы предполагают информирование родителей об особенностях психологического развития ребенка, обсуждаются вопросы детско-родительских отношений и формирования благоприятного психологического климата в семье.

3.  Индивидуальные и групповые занятия с детьми.

На занятиях используются: сказкотерапия, арт-терапия, игры драматизации. Все это стимулирует и вдохновляет детей. Здесь они учатся:

- взаимодействовать друг с другом;

- повышают свою самооценку;

- учатся регулировать свое поведение;

- устанавливают вербальный, тактильный и эмоциональный контакт между собой, начинают проявлять инициативу;

- учатся внимательному и доброжелательному отношению к другим.

4.  Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями.

В результате такой работы:

- родители смогут научиться содержательному взаимодействию со своими детьми, освоить эффективные методы и формы общения с ними;

- родители на примере других семей увидят, что их активное участие в развитии ребенка приводит к успеху;

- сформируется активная родительская позиция.

 

 

 

Сотрудничество родителей и специалистов ДОУ помогает детям лучше социально адаптироваться. А родителям такое взаимодействие поможет применять полученные знания и умения со своими детьми дома, что так же помогает принять своего ребенка таким какой он есть – во всех его проявлениях.

Подготовлено с использованием интернет источника: https://infourok.ru/socialnaya-adaptaciya-detey-s-ovz-v-dou-3591098.html

«Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста». Подготовила музыкальный руководитель Онегова М.В.

В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии:

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха        

2) дети с нарушениями зрения

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

В соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Реализация задач в области эстетического воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями требует решения определенной системы задач в области обучения и развития.

В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием,  эмоциональным благополучием.

Для этого осуществляю дифференцированный подход к детям; обеспечиваю преемственность в усвоении материала и формирования умения и навыков, активизировать самостоятельные проявления детей в музыкальной деятельности и творчестве; обеспечиваю вариативность в структуре и содержании занятия. Использую педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающие различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную) и различные виды помощи взрослого.

Коррекция нарушений, имеющихся у детей, осуществляется путем их участия в различных видах музыкальной деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки.

Цель музыкального развития детей с ОВЗ – оздоровление детей, с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей, напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональном благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр. Исходя из особенностей детей, работаю над решением как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие: 
- воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, само реализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично; 
- нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; 
- укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятия излишнего мышечного напряжения, развитие ловкости силы движения.

Мною разрабатываются методические рекомендации организации музыкальной деятельности. С целью обеспечения успешности ребенка необходимо:

создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;

устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;

предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;

предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;

сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Важным условием оздоровительной работы является формирование у детей художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической музыкой.

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.).

Расторможенные (гиперактивные)  дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга «Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т.е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. После прослушивание музыкального произведения предлагаю детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания использую и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения делают восприятие более полным и глубоким.

В течении двух лет осуществляю реализацию проекта «Фоновая музыка». Подобран музыкальный репертуар для проведения режимных моментов.

Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная,  исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной куль-туры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения. Усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного,  голосообразного). Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения.

Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными.

Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т.е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Развивать певческий голос у ребенка можно лишь в том случае, если он правильно развивается эмоционально. Если ребенок отстает в эмоциональном развитии, то он обычно не проявляет интереса к пению. При первом знакомстве с песней стараюсь вызвать интерес у детей, для этого использую игрушки, иллюстрацию или картинки. Привлекаю ребят принять участие в подпевании звукоподражания, подговариванию, подпеванию фраз.

Учитывая особенности, восприятие детей с ОВЗ я подбираю песни с игровым содержанием. Это как нельзя лучше способствует фольклор. Многие фольклорные жанры выполняют не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию. К ним относятся потешки, народные прибаутки, которые словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции. В своей работе использую игровую деятельность вопроса-ответа, игру «в имена», пение с аккомпаниментом и без него. Все это дает хороший эффект в музыкальном воспитании и обучении, а также в улучшении здоровья дошкольников.

Большое внимание уделяю обучению игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности.

Здесь ставятся следующие коррекционные задачи:

 Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

 Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д.

 Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках и т. д.

 Развитие дыхания при игре на духовых инструментах (дудочки, триолы) в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем,

  Развитие музыкально – ритмического чувства. Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.

Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога. Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов

И, наконец, одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является развитие ритмических движений. Движения под музыку использую очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента».

Неотъемлемым компонентом музыкально-ритмического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные). В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринужденной форме решаются многие коррекционные задачи. Игры, даря детям, радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности, они способствуют развитию произвольности движений и поведения, снижают психоэмоциональное напряжение.

Есть уникальная возможность соединить ритмику со многими другими направлениями , общим свойством которых является тесная связь движения – речи – музыки. В ритмике использую координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование. Это обнаруживает связь ритмики с логоритмикой, рисованием, риторикой, музотерапией, физкультурой.

Координационно – подвижные игры – соединяет речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ценность координационно-подвижных игр заключается в том, что они:

 являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;

 дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;

 развивают двигательные способности памяти, чувство ритма, речевое интонирование;

 учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, бережно относится к партнеру во время занятий, угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произношением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые использую в работе с детьми с ограниченными возможностями. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Было установлена связь между уровнем развития речи и уровнем развития тонкой моторики.

Вместе с педагогом психологом нас заинтересовала идея создания театра «Волшебных рук» . Одевая на руки перчатки дети создаёт свои образы, придумывают вместе со взрослыми сказки и воплощают свои фантазии в жизнь . На занятиях с подгруппой детей использую пальчиковый театр и игрушки тренажёры «Забавные перчатки». Игровые действия в сочетании с нестандартным игровым оборудованием даёт наибольший результат.

Пальчиковые игры:

 Развивают пластику рук т, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

 «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

 повышают общий уровень организации мышления ребенка.

Стимулируют развитие речи, снижают напряжение.

В коррекционной работе с детьми, имеющими различную патологию развития, широко использую элементарное музицирование, т.е. сочетание слов, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Речь, музыка и движения должны быть очень взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимике. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятию и пробудить его мысль и фантазию.

Посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов помогают ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку. Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается  на состояние организма в целом. Под влиянием музыкальной ритмической  деятельности развиваются музыкально-эстетические чувства, устойчивость произвольного внимания.

Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов, развиваются познавательные способности детей, волевые качества, эмоциональная сфера. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнения.

Но основным, является игровой метод, который придает учебному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. Включение занятия игровых приемов имеет особое  значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников, она способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Специально подобранные игры, танцы, хороводы создают максимально благоприятные условия для развития детей, и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Для усиления интереса и активизации эмоциональной сферы использую театрально-игровую деятельность. Она вызывает у детей желание взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек,  закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует об-разно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке у детей закрепляется умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.

Театрализованные виды деятельности большое значение имеет для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивают им становление самопринятие и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

Праздничные утренники, развлечения занимают особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Все праздники,  построены с учетом психофизических особенностей детей. Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус.

Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.

Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью.

В процессе музыкально досуговой деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки.

Таким образом - занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Источник: https://chgard90.tgl.net.ru/o-nas/inklyuzivnoe-obuchenie/konsultatsionnaya-podderzhka

"Социальная адаптация старших дошкольников". Подготовила учитель-логопед Скиба Ирина Викторовна

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в окружающий его социум, что предполагает принятие норм и правил поведения в обществе. В процессе принятия этих норм у детей формируется определенное ролевое поведение, которое соответствует общественным требованиям. Ребенок учится контролировать себя, строить коммуникативные связи со сверстниками и взрослыми.

Социальная адаптация – это основное условие формирования такого более широкого понятия, как «социализация». Важно отметить, что социализация происходит с первых дней жизни ребенка и продолжается всю жизнь.

Особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста

Социальная адаптация предполагает, что ребенок становится более социальным в том плане, что он начинает придерживаться установленных правил в обществе, а также соглашаться с ними внутренне. Социализация детей происходит в детском саду, отчасти в школе и в дальнейшем в ВУЗах.

Приход ребенка в детский сад кардинальным образом меняет его положение. Теперь все его поступки, отношения с окружающими людьми рассматриваются через призму установленных в обществе норм и обязанностей. В процессе социальной адаптации у ребенка формируется определенная модель мира, а также обобщенный перечень образов: хорошей семьи, Родины, счастливой жизни и т.д.

Основная деятельность детских садов направлена на педагогическую и психологическую подготовку поступающих сюда детей. Цель заключается в развитии индивидуальности ребенка, а также помощи в преодолении сложностей, связанных с коммуникацией.

Основные сложности в социальной адаптации детей дошкольного возраста

Правильное воспитание ребенка – это очень непростой процесс, особенно в современных реалиях, которые постоянно меняются. Современный педагог в своей работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения сталкивается с теми проблемами, которые трудно представить еще каких-то 10-15 лет назад.

Современный дошкольник – это житель 21 века, на жизнь которого большое влияние оказывает проникновение информационных технологий в повседневную жизнь. При этом жизнь детей напрямую связана с возможностями родителей.

Современные дети дошкольного возраста отличаются ранней интеллектуализацией – они рано развиваются, при этом они достаточно эрудированы. Сейчас ряд заданий, которые ранее использовались для тестирования детей старшего дошкольного возраста, могут выполняться детьми 3-4 лет.

Современные дети более чувствительны, эмоциональны и могут быть даже агрессивны. Они достаточно остро реагируют на внешние условия, поэтому они особенно восприимчивы к критике. 

Для современных детей дошкольного возраста характерны и другие проявления характера:

  • хорошо развитые интеллектуальные навыки, а также радость от познания мира;
  • недостаточное развитие таких чувств, как сочувствие и переживание;
  • гиперактивность, повышенная возбудимость, которая может граничить с агрессивным поведением.

Соответственно, педагоги должны учитывать все особенности детей в своей работе и ориентироваться на более современные методики воспитания. Воспитатели в ДОУ должны наблюдать за всеми детьми и за каждым в отдельности, направляя их без подавления, способствуя развитию инициативности у ребенка, желания высказывать свое мнение и добиваться результатов.

Какие причины приводят к нарушению социальной адаптации

Социальная адаптация детей – это очень трудоемкий процесс, который может быть нарушен из-за следующих причин:

  • Различные нарушения нервной системы. У многих современных детей диагностируется синдром дефицита внимания и гиперактивности, для которого характерна излишняя активность, импульсивность, что приводит к нарушению социальных коммуникаций. Кроме того, дети с бронхиальной астмой, как правило, более эмоционально нестабильны, что выражается в плаксивости и капризности.
  • Особенности эмоционально-волевой сферы конкретного ребенка. Сюда можно отнести признаки агрессивности, излишняя медлительность, тревожность, застенчивость и т.д.
  • Нарушение коммуникации со сверстниками и взрослыми. Такие дети неохотно идут на контакт, а если он состоялся, то они не могут поддерживать разговор, в результате чего замыкаются в себе.
  • Неспособность к самостоятельному разрешению конфликтных ситуаций.

Социальная адаптация во многом зависит от возраста ребенка. Существует мнение, что чем раньше он попадет в группу сверстников, тем быстрее он может привыкнуть к окружающим обстоятельствам и социализироваться.

При этом нет какого-то единого графика социальной адаптации для всех детей. Естественно, что все зависит от индивидуальных особенностей нервной системы каждого ребенка. В первые дни в детском саду дети могут вести себя по-разному: кто-то бьется в истерике, просить позвать родителей, чтобы они забрали его, отказывается от еды и игр, а кто-то ведет себя вполне нормально, как будто бы он находится в группе детского сада не один месяц.

Дети, которые в семье получали необходимый уровень общения, свободно контактировали со своими сверстниками во дворе, а также периодически меняли свою привычную обстановку (ездили на каникулы в деревню, ходили с родителями в гости), намного легче переносят социальную адаптацию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Интересно, что сангвиники и холерики адаптируются в большинстве случаев быстрее, чем меланхолики и флегматики.

Что должны делать родители для успешной социальной адаптации

Чтобы ребенок не испытал серьезных проблем при знакомстве с новой для себя средой, родителям необходимо правильно его подготовить.

Первый шаг – это соблюдение правильного режима дня, который бы соответствовал режиму, который ждет ребенка в группе детского сада. Ребенок должен приучиться вставать в одно и то же время, принимать пищу по часам (завтрак, обед и ужин), а также ложиться спать вовремя.

Важно развитие навыков самообслуживания, чтобы ребенок как можно меньше зависел от педагогов. Ребенок должен самостоятельно завязывать шнурки, мыть руки, пользоваться туалетом, одеваться и т.д. Когда ребенок будет видеть, что он все делает самостоятельно без посторонней помощи, то это положительно повлияет на его самооценку.

Особое внимание следует уделять коммуникативным навыкам ребенка. Для развития навыков общения с его сверстниками, родители должны:

  • Обеспечить полноценный контакт ребенка с другими детьми во дворе.
  • Стараться ограничить свое участие в общении детей. Безусловно, если возникает открытая конфликтная ситуация, то необходимо вмешиваться.
  • Развить в ребенке адекватную реакцию на возможные сложные ситуации в общении. Он не должен при первом конфликте сразу же бежать за помощью к маме. Важно донести до него, что он должен разбираться в таких вопросах сам, но при этом не проявляя агрессии по отношению к другим детям.

Важно развитие умения общаться и контактировать не только с другими детьми, но и со взрослыми. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя частью реальной жизни, т.е. не нужно его излишне оберегать. В жизни ему придется столкнуться с различными стрессовыми ситуациями, поэтому важно, чтобы он адекватно реагировал на них.

Необходимо научить ребенка говорить «нет». Особенно в отношении тех взрослых, которые предлагают ребенку неприемлемые вещи. Он должен научиться отказывать и своим сверстникам, при этом нужно донести до него, что его отказ – это не грубость с его стороны, а проявление своего характера в конкретной ситуации.

Игра как наиболее эффективный метод социальной адаптации

Социальная адаптация детей дошкольного возраста лучше всего проходит, если вовлекать дошкольников в различные коммуникативные игры. Они направлены на развитие умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы, а также коммуникативных навыков.

В качестве примера приведем несколько подобных игр:

  • «Подарок на всех». Каждому из детей по очереди дается задание: «Если бы ты был волшебником, то какой бы подарок ты подарил каждому из нас?». Данная игра настраивает всех детей на положительную атмосферу, развивает в них доброту, а также способствует сплоченности.
  • «Клеевой ручеек». Перед игрой педагог беседует с детьми на тему того, насколько важна взаимовыручка и поддержка в нашем обществе. Далее дети встают друг за другом и берутся за плечи впереди стоящего. Их задача заключается в преодолении различных препятствий, во время чего они продолжают держать друг друга за плечи и поддерживать.
  • «Закорючка». Ребенок берет фломастер и рисует на бумаге какую-нибудь закорючку. Задача второго ребенка – дорисовать эту закорючку, превратив ее в животное или какой-нибудь предмет. Затем второй ребенок рисует свою закорючку на листе и передает ее другому ребенку (далее по цепочке).

Задача детского сада – не только в подготовке ребенка к школе, но и в его скорейшей социализации. Во многом это зависит от компетентности воспитателей, их умения проявлять доброту и человеческое тепло.

 

https://logopedprofiportal.ru/blog/884504