Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Усвоение ребенком определенных правил поведения в быту и общественных местах

«Обучение правилам поведения в быту и общественных местах детей с ОВЗ». Подготовила педагог-психолог Лысенко С.В

В дошкольном возрасте ребенку предстоит овладеть целым рядом практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым. К таким навыкам относятся: коммуникативные, двигательные, социально-бытовые, графомоторные, культурно-гигиенические, трудовые и творческие навыки. Развитию большинству из этих навыков уделяется достаточное внимание в дошкольных организациях, учреждениях дополнительного образования и самостоятельно родителями.

Ведь очень важно, чтобы ребенок умел правильно общаться, работать с красками, пластилином и карандашом, был физически развит. И часто мы гораздо меньше внимания уделяем развитию трудовых, бытовых и гигиенических навыков, предпочитая сделать все за ребенка, совершенно забывая о том, что именно усвоение этих навыков обеспечат самостоятельность и независимость ребенка, его успешность и гармоничное развитие.

Есть определенные возрастные нормы усвоения ребенком социально-бытовых и гигиенических навыков. Эти нормы носят усредненное значение, и использовать их нужно как ознакомительные средства, ни в коем случае не рассматривая как прямую инструкцию. Чаще всего оцениваются следующие параметры: умение одеться-раздеться, выполнение гигиенических процедур, самостоятельность ребенка за столом, помощь родителям по дому, сформированность социально приемлемого поведения в общественных местах. Для каждого возраста характерна своя степень освоения навыком.

Дети младшего возраста овладевают навыками самообслуживания сначала с частичной помощью взрослых, а затем с элементами самостоятельности, выполняя их по подражанию, позже по образцу, формируют первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно - вредно). Даже если ребенок еще не владеет речью, взрослые обучают использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, ориентируясь на картинки, пиктограммы, учат обращаться за помощью в случае затруднения.

У детей среднего дошкольного возраста продолжается работа по формированию культурно-гигиенических навыков. На этом этапе дети с минимальной помощью взрослых овладевают умениями правильно умываться, следить за сво­им внешним видом, есть, соблюдая культуру поведения за столом, ухаживать за своими вещами и игрушками. На этом этапе детей учат помогать взрослым, например в ор­ганизации процесса питания (в рамках санитарно-гигие­нических норм и в приемлемых для детей формах участия в подготовке режимных моментов). Особое внимание обращается на использование алгоритма действия, который может даваться детям поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритми­ческие предписания в виде пиктограмм и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте на основе приобретенных культурно-гигиенических навыков и навы­ков самообслуживания формируются полезные привычки, то есть процесс личной гигиены становится жизненно не­обходимым ребенку и выполняется осмысленно («это надо, потому что...»). В этот период важно научить детей опреде­лять состояние своего здоровья (здоров или болен, что имен­но болит), а также состояние здоровья окружающих детей и взрослых и связно рассказывать о них, описывая неко­торые симптомы болезненного состояния.

Дети могут в игровой форме закрепить усвоенные ими знания и навыки, совершенствовать речевое сопровождение, выполняемых действий.

Тематические блоки:

1. Формирование культурно-гигиенических навыков.

2. Навыки одевания и ухода за одеждой

3. Прием пищи

4. Хозяйственно-бытовой труд

Формирование культурно-гигиенических навыков.

1. Знакомство с гигиеническими принадлежностями и их функциональным назначением.

Покажите ребенку картинки с сюжетами, где ребенок выполняет различные гигиенические процедуры. Предложите ребенку назвать, что нарисовано на картинке. Расскажи, для чего нужен каждый предмет. Что делает мальчик на картинке? Что нужно для чистки зубов?  Проговариваем с ребенком назначение каждого предмета, побуждая объяснять и аргументировать свой выбор.

- «Петя решил принять душ, дай ему необходимые для этого предметы».

Проговариваем с ребенком назначение каждого предмета, побуждая объяснять и аргументировать свой выбор.

- «Маше нужно причесать волосы, что ей для этого нужно?».

Чтобы руки были действительно чистыми, просто воды мало, нам еще нужно … (мыло). А потом вытереть их … (полотенцем).

- «Петя моет голову, помоги ему выбрать нужные предметы».

2. Закрепление знаний о частях тела, понятий чистый - грязный, мальчик-девочка. Учить планировать и оформлять в речи процесс умывания.

Дима гулял на улице и испачкался. Что грязное у Димы? (ноги, стопы) Нужно ноги вымыть.

Сначала откроем воду. Потом вымоем мылом ноги. Потом вытрем ноги полотенцем. Какие теперь у Димы ноги? (чистые)

Что грязное у Димы? (уши и живот) Давай поможем Диме снова стать чистым и аккуратным. Вместе с ребенком проговариваете алгоритм действий.

Если историю про мальчика вы проговаривали самостоятельно, предложите ребенку рассказать вам про девочку, повторяя ваш алгоритм. Наводящими вопросами побуждайте ребенка придумать историю, где могла испачкаться девочка, и почему нужно быть чистым.

3. Знакомство с органами чувств, определение назначения каждого органа.

Предложите ребенку рассказать по картинкам, какой каждый предмет предоставляемый ему для рассмотрения (пушистый - колючий, горячий – холодный, мягкий – твердый).

Расскажи, какие на вкус эти продукты. Покажи или назови то, что здесь кислое, что горькое, что солёное. Продукты с каким вкусом нравятся тебе.

Рассмотри все предметы, назови их. Найди то, что можно только увидеть глазами, но невозможно потрогать, понюхать или услышать. А что из этого можно взять в руки.

4. Закрепление сенсорных и количественных представлений. Можно использовать для согласования числительных с существительными.

В тетрадке приклейте картинки с различным количеством предметов в ряд. Под ними нарисуйте квадратики и  заполните их цифрами в хаотическом, но так чтобы все цифры соответствовали числу предметов какай либо из картинок.  Попросите ребенка посчитай, сколько предметов на каждой картинке и соединить ее с подходящим числом.

Чего больше, расчесок или халатов? А чего меньше, зеркал или халатов? Какая у тебя расческа?

Навыки одевания и ухода за одеждой

Помоги детям найти свою одежду. Расскажите как отобрать грязные вещи, и как  положить их в стиральную машину.

Расскажите, чем отличается одежда папы и ребенка. Даем речевой образец, который предлагаем повторить ребенку: «У папы большая майка, у Пети поменьше».  

Прием пищи

Вы пришли в магазин, где продают много разных товаров. Сегодня мы купим только съедобные продукты, что мы можем положить в корзину?

Как много в магазине товаров, помоги мне выбрать полезные продукты. Покажи полезные продукты и вредные. Почему нельзя есть много вредных продуктов?

Хозяйственно-бытовой труд

Расскажи, какие комнаты есть у тебя дома. Как ты раскладываешь вещи по местам. Рассматривая с ребенком сюжетные картинки, побуждайте проговаривать назначение каждого предмета.

Таня и Петя весело играли весь день, но наступил вечер и ребятам нужно убрать игрушки на место. Куда нужно положить все игрушки. Проговаривайте действия: «Положим куклу в коробку, носок не игрушка, носок не нужен и т.д.»

Дети решили помочь маме с уборкой. Что еще нужно для уборки, помоги ребенку найти эти предметы в интерьере.

Проговариваем действия: «Кубик не нужен для уборки, ведро с водой нужно». Рассматривая ведро, проговариваем зачем оно нужно и т.д.

Опросник для родителей на сформированность гигиенических навыков у ребенка.   Возраст 5 – 6,5 лет

Личная гигиена

 

Навык

Выполняет самостоят.

Выполн. с пом.

Не выполняет

 

Пользуется туалетом и туалетной бумагой

       

Моет и вытирает руки после туалета

       

Умывает и вытирает лицо

       

Принимает ванну или душ, пользуясь мылом и мочалкой

       

Прочищает уши

       

Пользуется носовым платком из ткани или бумаги

       

Прием пищи

       

Может самостоятельно приготовить бутерброд

       

Порезать зелень и овощи для салата

       

Самостоятельно наливает себе питье

       

Сервирует обеденный стол

       

Добавляет согласно рецепту некоторые ингредиенты

       

Может пользоваться тостером

       

Чистит овощи

       

Навыки одевания

 

Самостоятельно подбирает себе одежду по погоде или соответствующую конкретному случаю

     

Вешает свою одежду в платяной шкаф

     

Завязывает шнурки на своей обуви

     

Аккуратно складывает одежду

     

Хозяйственно-бытовой труд

Расстилает и убирает постель

     

Развешивает белье после стирки

     

Наводит порядок на своем рабочем месте

     

Наводит порядок в комнатах

после занятия

     

Помогает выносить мусор

     
               

Подготовлено с использованием интернет источника:  https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/424533-razvitie-socialno-bytovyh-navykov-u-detej-s-o

«Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре». Подготовила музыкальный руководитель Онегова М.В.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями.

                Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре.

            С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. С дошкольного возраста нужно начинать формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество. В детском саду для этого есть немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

                Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников является приоритетным направлением в педагогике. Задачи программы музыкального развития также предполагают работу в этом направлении. Развитие аккуратности, исполнительности, уважительного отношения друг к другу возможно через ознакомление с музыкальными произведениями, разучиванием танцев, сценок.

          Изучение правил поведения (в процессе проведения музыкального занятияможет присутствовать в любом виде деятельности, только формы воплощения будут разные.

   Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?

В различных гимнастиках (артикуляционной, дыхательной, пальчиковой) правила поведения могут быть в тексте упражнений. Например, пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобою дружим,

Маленькие пальчики.

Или же:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Артикуляционная гимнастика:

Проснулся язычок утром, поздоровался с солнышком, травкой… и т. д.

            Дети на примере упражнений, попевок знакомятся с правилами поведения, запоминают их, и используют в повседневности.

Каждое музыкальное занятие у нас начинается с приветствия.

Есть несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета - приветствовать друг друга при встрече. Самое простое - это пропевание слов приветствия«Здравствуйте, ребята!»«Привет»«Доброе утро» и т. д. Можно импровизировать на основе музыкальных игр, например, музыкальная игра «Приветствие» (Дети двигаются по залу в разных направлениях, по окончанию музыки здороваются, можно детям предложить следующий игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, как англичане и т. д.). С детьми можно разучить песенки приветствия. «В этот чудесный день, добрый день…»«Если добрый день с утра…».

            Такими же играми можно завершить занятие, только вместо приветствия – использовать слова прощания.

            Слушание музыки решает сразу несколько задач:

  • овладение элементарными представлениями о музыке, как о виде искусства,
  • о выразительных средствах (мелодия, метроритм, темп, динамика, регистры и т. д.,
  • о простейших музыкальных жанрах и более сложных,
  • о видах музыки.

Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами этикета, через прослушивание музыкальных произведений.

      При прослушивании музыки детям можно предложить изобразить героев музыкального произведения в определённой ситуации. Например, при прослушивании «Ноктюрна» Ф. Шопена, дети изображают снежинки, прослушивая произведение второй раз. Можно попросить детей изображать «воспитанные снежинки», которые никого не толкают, пропускают вперёд, тем самым, закрепив тему «Правила поведения в общественных местах». Также работаем над другими образами, прослушивая разные музыкальные произведения.

       Кроме задач певческого развития, таких как - развитие интереса, к певческой деятельности, желание слушать песни разных жанров и исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни, овладение основными певческими навыками, а также навыками хорового пения, исполнение песни в соответствии с характером, содержанием, выразительными средствами можно реализовывать задачи по изучению правил этикета, используя произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах. («Дружба крепкая» М. Пляцковский, Б. Савельев; «Вежливая песенка» Ю. Степанова-Пинус и т. д.). 

             В любой песне есть два взаимосвязанных компонента: слово и музыка. Правила поведения могут содержаться в текстах песен. Таким образом, кроме работы над певческими навыками, мы работаем и над изучением правил поведения.

           Работа над развитием творческих способностей может идти по нескольким направлениям:

- накапливание и обогащения музыкальных впечатлений детей,

- развитие творческого воображения,

- побуждение к импровизации игровых образов с использованием доступных средств выразительности.

          Игровые образы могут воплощать в себе разные черты, и мы тоже можем ставить перед собой задачу - закрепить правильное поведение в процессе реализации определённого образа.

            Особое внимание хотелось бы уделить этикету в разделе музыкально-ритмические движения. Тут, как и в песенном творчестве, можно рассмотреть две составляющие. Работа над правилами поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца (приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное расположение во время танца, сохранение рисунка танца). При работе над парными танцами особое внимание уделяется гендерному аспекту. Роль мальчика и роль девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с общепринятыми в обществе правилами поведения. Мальчик приглашает девочку на танец - провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее.

           Работа над образом танца - это вторая составляющая. Характерные образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и отрицательными. Так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задумываться о поступках образа. (Например, «Танец Разбойников», «Танец Бабок Ёжек», и «Танец Джентльменов», «Гусарский танец») В дальнейшем, дети учатся себя вести в соответствии с нормами социума.

          В понятии «коммуникативные танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить, взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми, которые нравятся, но и с теми, которые не очень приятны. Коммуникативный танец «Повстречались – подружились» очень часто используется в нашей работе. На первую часть музыки дети ходят в рассыпную по залу. На вторую часть – находят «друга», ребёнка, который стоит рядом, исполняют с ним несложные движения.

          Одна из разновидностей танцев и игр- это танцы и игры под музыку с пением.  Например, такие танцы как «Полька с хлопками», музыкальные игры «Бусы», «Ищи», «Луна» и др. Для работы над правилами поведения можно брать песни с текстами, в которых содержаться алгоритмы поведения, правила поведения. Например, «Что такое этикет?», «Правила поведения» и т.д.

                    При подготовке к праздникам мы тоже помогаем детям вспомнить правила поведения на празднике. Это является важным этапом подготовки мероприятия. Помогает настроиться на праздник, как детям, так и их родителям.

 Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

                  Хотелось бы заметить, что работу по нравственному воспитанию детей и развитию их творческих способностей следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

 

Источник:   https://rudyk-domoddou23.edumsko.ru/articles/post/1377309

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями.

                Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре.

            С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. С дошкольного возраста нужно начинать формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество. В детском саду для этого есть немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

                Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников является приоритетным направлением в педагогике. Задачи программы музыкального развития также предполагают работу в этом направлении. Развитие аккуратности, исполнительности, уважительного отношения друг к другу возможно через ознакомление с музыкальными произведениями, разучиванием танцев, сценок.

          Изучение правил поведения (в процессе проведения музыкального занятияможет присутствовать в любом виде деятельности, только формы воплощения будут разные.

   Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?

В различных гимнастиках (артикуляционной, дыхательной, пальчиковой) правила поведения могут быть в тексте упражнений. Например, пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобою дружим,

Маленькие пальчики.

Или же:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Артикуляционная гимнастика:

Проснулся язычок утром, поздоровался с солнышком, травкой… и т. д.

            Дети на примере упражнений, попевок знакомятся с правилами поведения, запоминают их, и используют в повседневности.

Каждое музыкальное занятие у нас начинается с приветствия.

Есть несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета - приветствовать друг друга при встрече. Самое простое - это пропевание слов приветствия«Здравствуйте, ребята!»«Привет»«Доброе утро» и т. д. Можно импровизировать на основе музыкальных игр, например, музыкальная игра «Приветствие» (Дети двигаются по залу в разных направлениях, по окончанию музыки здороваются, можно детям предложить следующий игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, как англичане и т. д.). С детьми можно разучить песенки приветствия. «В этот чудесный день, добрый день…»«Если добрый день с утра…».

            Такими же играми можно завершить занятие, только вместо приветствия – использовать слова прощания.

            Слушание музыки решает сразу несколько задач:

  • овладение элементарными представлениями о музыке, как о виде искусства,
  • о выразительных средствах (мелодия, метроритм, темп, динамика, регистры и т. д.,
  • о простейших музыкальных жанрах и более сложных,
  • о видах музыки.

Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами этикета, через прослушивание музыкальных произведений.

      При прослушивании музыки детям можно предложить изобразить героев музыкального произведения в определённой ситуации. Например, при прослушивании «Ноктюрна» Ф. Шопена, дети изображают снежинки, прослушивая произведение второй раз. Можно попросить детей изображать «воспитанные снежинки», которые никого не толкают, пропускают вперёд, тем самым, закрепив тему «Правила поведения в общественных местах». Также работаем над другими образами, прослушивая разные музыкальные произведения.

       Кроме задач певческого развития, таких как - развитие интереса, к певческой деятельности, желание слушать песни разных жанров и исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни, овладение основными певческими навыками, а также навыками хорового пения, исполнение песни в соответствии с характером, содержанием, выразительными средствами можно реализовывать задачи по изучению правил этикета, используя произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах. («Дружба крепкая» М. Пляцковский, Б. Савельев; «Вежливая песенка» Ю. Степанова-Пинус и т. д.). 

             В любой песне есть два взаимосвязанных компонента: слово и музыка. Правила поведения могут содержаться в текстах песен. Таким образом, кроме работы над певческими навыками, мы работаем и над изучением правил поведения.

           Работа над развитием творческих способностей может идти по нескольким направлениям:

- накапливание и обогащения музыкальных впечатлений детей,

- развитие творческого воображения,

- побуждение к импровизации игровых образов с использованием доступных средств выразительности.

          Игровые образы могут воплощать в себе разные черты, и мы тоже можем ставить перед собой задачу - закрепить правильное поведение в процессе реализации определённого образа.

            Особое внимание хотелось бы уделить этикету в разделе музыкально-ритмические движения. Тут, как и в песенном творчестве, можно рассмотреть две составляющие. Работа над правилами поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца (приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное расположение во время танца, сохранение рисунка танца). При работе над парными танцами особое внимание уделяется гендерному аспекту. Роль мальчика и роль девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с общепринятыми в обществе правилами поведения. Мальчик приглашает девочку на танец - провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее.

           Работа над образом танца - это вторая составляющая. Характерные образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и отрицательными. Так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задумываться о поступках образа. (Например, «Танец Разбойников», «Танец Бабок Ёжек», и «Танец Джентльменов», «Гусарский танец») В дальнейшем, дети учатся себя вести в соответствии с нормами социума.

          В понятии «коммуникативные танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить, взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми, которые нравятся, но и с теми, которые не очень приятны. Коммуникативный танец «Повстречались – подружились» очень часто используется в нашей работе. На первую часть музыки дети ходят в рассыпную по залу. На вторую часть – находят «друга», ребёнка, который стоит рядом, исполняют с ним несложные движения.

          Одна из разновидностей танцев и игр- это танцы и игры под музыку с пением.  Например, такие танцы как «Полька с хлопками», музыкальные игры «Бусы», «Ищи», «Луна» и др. Для работы над правилами поведения можно брать песни с текстами, в которых содержаться алгоритмы поведения, правила поведения. Например, «Что такое этикет?», «Правила поведения» и т.д.

                    При подготовке к праздникам мы тоже помогаем детям вспомнить правила поведения на празднике. Это является важным этапом подготовки мероприятия. Помогает настроиться на праздник, как детям, так и их родителям.

 Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

                  Хотелось бы заметить, что работу по нравственному воспитанию детей и развитию их творческих способностей следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

 

Источник:   https://rudyk-domoddou23.edumsko.ru/articles/post/1377309

"Воспитание культуры поведения у дошкольников". Подготовила учитель-логопед Скиба Ирина Викторовна