Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Обобщение и закрепление знаний детей по обучению грамоте «По следам гусей, лебедей». Подготовила: Абрамова И.А. учитель-логопед

27 декабря 2022 г.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

 

Цель:

Обобщать и закреплять представления детей о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

Коррекционные:

Автоматизировать в связной речи звуки Р, РЬ, Ш, Ж.

Обучающие:

Учить искать к слову подходящую звуковую схему

Закреплять умение  собирать буквы из частей.

Закреплять знание   характеристик разных звуков.

Закреплять и практически применять правило деления слов на слоги. 
Закреплять умение детей читать слоги и слова со знакомыми буквами. 

Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

Развивать умение называть в словах все звуки по порядку.

Развивать умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Развивать фонематический слух.

Совершенствовать аналитико – синтетическую деятельность.

Развивать умение контролировать  собственную речь.

Развивать внимание, память.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению.

Воспитывать у детей умение терпеливо выслушивать вопросы педагогов и ответы товарищей, уважать их мнение.

Воспитывать любовь  к родному языку.

Воспитывать звуковую культуру речи.

 

Оборудование: книга « По следам гусей, лебедей», предметные картинки, звуковые схемы слов, карточки с буквами, карточки со слогами, разрезные буквы, шнуровка «Яблонька»,  фломастеры, мольберты.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси лебеди», знакомство с профессиями, пекарь, садовник, рыбак, лесник.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

  1. Мотивационно - ориентировочный этап.

Дети встают в полукруг перед педагогом. Педагог «Дети, послушайте отрывок из сказки. Подумайте и скажите,  из какой это сказки».

Педагог зачитывает отрывок из сказки: «Добежала девочка до печки.

– Печка, матушка спрячь меня!

- Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем в печь села»

Как вы думаете, из какой сказки этот отрывок?

 - Гуси – Лебеди.

 Может ли такая история случится в наше время? – Ответы детей.

 

  1. Поисковый

Я сочинила современную сказку «По следам гусей, лебедей». Хотите послушать? – Да.

Я буду рассказывать. А вы будете слушать, но не просто. Вам нужно будет помогать девочке из моей сказки выполнять задания. Вы согласны? – Да.

Ну, тогда начинаем. Садитесь по удобнее.

 

  1. Практический

Дети садятся на стульчики полукругом. Логопед показывает книгу, в которой написана современная сказка «По следам гусей, лебедей»

Открывает первую страницу и начинает рассказ.

 - В одной деревне в небольшом доме жила семья. Папа плотник, мама учительница и двое детей, дочка и сынок.  Летом, в выходной день, собрались родители на рынок и попросили дочку следить за братом и ни куда из дома не уходить.

Следующая страница книги.

У девочки в это время был новый телефон, она села у окошка, что бы за братом смотреть, да в телефоне  заигралась. А брат тем временем вышел во двор на самокате покататься, увидел в небе птиц большекрылых и решил проследить, куда они так все вместе летят. Встал на самокат и поехал за ворота, на соседнюю улицу, до пекарни, за деревню к речке, а дальше скрылся из виду.

Следующая страница книги.

Спохватилась девочка, глядь, а братика нет во дворе, нет и за воротами.

Побежала она по улице, свернула на соседнюю, а там пекарня стоит. Смотрит пекарь вышел на крыльцо, она у него и спрашивает «Не видели ли вы братца моего». А пекарь ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу и куда братец твой на самокате уехал, подскажу. Ты скоро в школу пойдешь, должна все знать и уметь». А девочка так растерялась, что ни одно задание выполнить не смогла.

Педагог достает конверт с заданием и предлагает детям помочь девочке.

 

 

Задания пекаря.

Задание

  1. Назовите по порядку все звуки в слове. Ребенок берет картинку, называет ее и произносит все звуки по порядку.
  2. Подберите  к картинке звуковую схему слова Ребенок берет картинку, и ищет подходящую звуковую схему.

 

Все задания пекаря выполнены. Пекарь  показал девочке направление, куда брат уехал и девочка побежала дальше.

Логопед предлагает детям

подойти к следующей странице книги.

 Девочка добежала до конца деревни, видит сад растет. Яблоки спеют, и садовник за ними ухаживает.

Спрашивает она садовника «Не видели ли вы брата моего».

А садовник ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу и куда брат твой на самокате уехал, подскажу. Девочке задания еще сложнее показались,  опять она не смогла их выполнить.

Педагог  достает конверт с заданием и предлагает детям помочь девочке.

Задания от садовника.

  1. Составьте букву из частей и придумайте слово на этот звук. Каждый ребенок берет свой конверт, высыпает части буквы, складывает, называет слово.
  2. Составьте слово. На шнуровке «Яблонька» нужно составить любое слово из букв и соединить шнурком.

Выполнены все задания садовника. Садовник показал девочке направление, куда брат уехал, и девочка побежала дальше.

Педагог предлагает детям встать и подойти к следующей странице книги.

 

Видит, раскинулось широкое поле, растут на нем разные овощи и злаки. Работает на поле фермер,  она у него и спрашивает «Не видели ли вы братика моего».

А фермер ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу и куда братик твой на самокате уехал, подскажу. И в этот раз девочке нужна помощь.

Педагог предлагает детям помочь девочке и выполнить сложные задания.

Задания фермера.

Задание

1. Разделите слова на слоги. Дети слушают слово, делят его хлопками на слоги и говорят сколько слогов.

3. Прочитайте слоги и составьте слово из слогов. Дети берут конвертик, высыпают карточки, читают на них слоги и составляют слово.

 

Задания фермера выполнены. Фермер показал девочке направление, куда братик уехал.

Педагог предлагает детям подойти к следующей странице книги.

 

Добежала девочка до речки, смотрит рыбак на берегу в лодке сидит, она у него и спрашивает «Не видели ли вы брата моего». А рыбак ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу и куда брат твой на самокате уехал, подскажу. И в этот раз девочке нужна помощь.

Логопед предлагает детям помочь девочке и выполнить сложные задания.

 

Задания  рыбака.

Задание            

  1. Составить слово по первым звукам. Ребенок берет карточку, называет про себя картинку и записывает первый звук буквой, и так все картинки на карточке, затем читает слово.
  2. Записать буквы по порядку и прочитать слово. Ребенок берет карточку, смотрит на цифры и буквы сверху, записывает буквы по порядку в соответствии с цифрами и читает слово.

Задания рыбака выполнены. Рыбак переправил девочку на другой берег реки и показал ей направление, куда брат уехал.

Педагог предлагает детям подойти к следующей странице книги.

 

Бежит девочка дальше, по сторонам осматривается, уже деревня позади осталась, лес впереди, нет никого, куда бежать не знает.

Вот на встречу ей лесник выходит,  она у него и спрашивает «Не видели ли вы брата моего». А лесник отвечает «Видел я мальчика на самокате, по лесной тропинке он поехал. Ты не побоишься  по тропинке пойти и брата своего в лесу найти?» Страшно стало девочке, давайте вместе с ней пойдем…

Физкультурная минутка.

Мы заходим с вами в лес

Сколько здесь вокруг чудес. Ходьба.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальцы.

продолжаем мы гулять. Ходьба.

Мы идем во лесок

Будь внимателен дружок. Ходьба.

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. На носочках.

Пробирайся осторожно

Промочить здесь можно ноги. Высоко поднимают ноги.

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. Прыжки.

Как услышим в небе гром

Спрячемся мы под кустом. Приседают.

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. Легкий бег.

Так давай быстрей  беги. Быстрый бег

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

 

Педагог предлагает детям  подойти к следующей странице книги.

 

Привела девочку лесная тропинка  к лесному озеру, а на озере птиц разных видимо, не видимо – дикие гуси, утки, лебеди и другие птицы, которых девочка и название  не знает. Смотрит, а под березой брат ее сидит и плачет. Доехал он на самокате за птицами, а как домой вернуться не знает. Взяла девочка братика за руку и стали они возвращаться домой. Но до дома путь не близкий, далеко брат уехал.  Скоро родители домой вернуться, а детей дома нет. Что же желать?

 - Давайте, и в этот раз им поможем. Есть у меня волшебная дорожка со слогами и словами. Мы будем слоги и слова на дорожке читать, а девочка с братом  по ней идти. Чем быстрее мы, прочитаем тем быстрее они вернуться домой.

Педагог предлагает детям подойти к волшебной дорожке.

Дети по очереди читают слоги и слова на волшебной дорожке.

Педагог – Вот, молодцы, все слова правильно прочитали, а девочка с братом дошли до деревни.

Прибежали домой, а там отец с матерью приехали.

Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец.

4. Рефлексивно - оценочный этап

Педагог беседует с детьми

 - Дети, вам понравилась моя сказка? - Да

 - А участвовать в сказке и выполнять задания понравилось? – Да

 - Тогда скажите, какое задание вам понравилось больше всего?..

 - Какое задание вам показалось самым трудным?...

 - Вы справились со всеми заданиями. Вы молодцы. Мне понравилось, как читал Данил. Правильно делил на слоги слова  и отвечал на вопросы Тимур. Интересное слово сложила Мира на шнуровке «яблонька».

- А теперь подойдите и выберите себе звездочку, которая вам понравилась больше всего.

 

5. Последующая работа.

На следующем занятии мы еще раз выполним те задания, которые вам понравились или вызвали сложности.