Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов». Подготовила Лысенко Светлана Викторовна, педагог-психолог.

15 июля 2022 г.

Знаете ли вы состояние, в котором вы неожиданно чувствуете себя слишком уставшим, возникает крайне странная мысль о том, что что-то внутри сломано: всё неважно, всё ничего?

Работа, которая так любима, которая отдавалась без всякого ущерба, без которого не представляла свою жизнь, сейчас не радует и раздражает общение с детьми, вызывает негативную эмоцию. В голове живёт только мысль: скоро закончится рабочее утро! Не хочется ничего дома, даже разговаривать с друзьями.

Многие, вероятно, были в таком состоянии, как и многие. Психологи называли её синдромом эмоционального выгорания.

Под эмоциональным выгоранием понимаются эмоциональные истощения и угнетения, которые возникают из-за собственной работы. Она разворачивается в условиях хронического стресса, что приводит к нарушению эмоционального, энергетического и личностного ресурса человека. Синдром выражения эмоциональной выгорания является опасным профессиональным заболеванием людей, работающих с людьми - педагогов, докторов, психологов и социальных сотрудников. Известная американская психологка Кристина Маслачева, которая первым начала исследование этой проблемы, заявила, что выражение эмоций является оплатой сочувствия.

Педагогическая профессия отличается несколькими специфическими особенностями, главным образом, безусловным общением с детьми и волевым стимулом, постоянно стимулирующим практическую педагогическую деятельность. В образовательной деятельности нет фиксированных объемов и общих критериев для оценки результативности, а требуется творчество, активное функционирование сознания, непрерывная работа над собою, совершенствование и пополнение знаний, часто вызывая эмоциональное напряжение.

Таким образом, основные причины возникновения эмоционального стресса педагогов:

- Стрессы, вызванные большим числом требований.

- Неспокойная обстановка работы, требующая устойчивой внимательности и нагрузки;

- Организация рабочего и трудового времени не всегда является разумной;

- Незнание своего физического здоровья

При этом, учитывая, что психологическая переутомляемость педагога влечет за собой снижение качества учебного процесса, усугубление психологической среды группы, а следовательно и состояния эмоциональных состояний детей, важно предварительно предупредить о возникновении эмоциональной выгорания заранее. Таким образом, психолог регулярно занимается профилактической работой по профилактике эмоционального стресса. Это дает педагогам возможность совершенствовать коммуникационные способности, научиться говорить, доказывать истинность своего мнения, принимать его без обиды и взаимной претензии без обиды и взаимной претензии. А еще – педагоги научились определять свои эмоциональные состояния, овладели техникой успокоения и техникой, позволяющими быстро взять в руки себя в стрессовых ситуациях.

Однако некоторые психотерапевты признают, что работать с коллективом педагогов сложно, поскольку педагоги далеко не всегда стремятся к контакту, осторожнее соглашаются с участием в тренингах на семинарах и практикумах.