Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ленина, д. 39,

Телефон

8(47248)4-05-27

Эл. почта madoudetsad8@mail.ru

Народная экспертиза - 2018

 

 

Применение технологии «Дары Ф. Фрёбеля» в работе педагога-психолога ДОО

2 июня 2022 г.

Проблема развития познавательного процесса является одной из самых широких в педагогической науке, поскольку, представляя собой индивидуальную психологическую характеристику ребенка дошкольного возраста, она отражает его весьма сложные взаимоотношения психофизиологии, биофизиологии и социальной среды.

Первым экспертом по дошкольному образованию в истории, был Фридрих Фребель. Он был одним из первых кто признал ценность детских игр, а затем стал первым, кто создал для детей учебные материалы, так называемые «Дары Фребеля». Основой педагогики детского сада Фребель считал игру.

Сама система образования по Ф.Фребелю известна более 250 лет, но также актуальна и сегодня, как инновационная технология, поскольку уникальная.

Фридрих Фребель создал собственный учебный набор, адаптированный к особенностям детского восприятия. Он назвал этот набор образовательных материалов «Дарами».

Его «Дары» – символические элементы Вселенной, состоящие из основных форм геометрии: шар, куб, цилиндр. Вначале было только шесть разновидностей учебного материала, в настоящее время они разбиты на 14 модулей.

Педагог не только может использовать предложенную Фребелем методику, но может проявлять свою творческую фантазию, продумать и дополнить собственными задачами.

Для того чтобы внедрить инновационные методики и технологии в практику работы с детьми с ОВЗ, я, как педагог-психолог, выбрала практику Ф. Фребеля с использованием игровых наборов серий «Эксперимент» и «Вместе весело» стараясь соблюдать порядок обучения, который Фридрих Фребель обозначил номерами подарков, а это переход от объемных объектов к двумерной абстракции.

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ использование игровых наборов  Фребеля решают следующие задачи:

- развитие познавательного интереса;

- развитие умения наблюдать;

- развитие пространственного мышления,

- развитие сенсорного восприятия;

- способствование развитию творческого мышления;

- развитие речевого и зрительного координирования;

- знакомство с геометрической фигурой и телом, числами;

- обучение сортировке, классификации, сравнению, расчету, складыванию, составлению последовательности;

- совместное сотрудничество с взрослыми в различных областях деятельности;

- ускорение процесса интеллектуального развития - простейшие логические структуры мышления, математические представления;

- помощь ребенку в успешном освоении основ математики.

Основной контингент детей, с которыми я работаю это дети с ОВЗ, имеющие нарушения речи различных уровней ОНР  и дети с ЗПР.

Используя игровые наборы Ф.Фребеля, с детьми ОВЗ старшего возраста в группах компенсирующей и комбинированной направленности, в своей коррекционно-развивающей работе, я принимаю во внимание не только возрастные особенности, но возможности в частности каждого ребенка,  его интересы, желания. Форма  работы индивидуальная и групповая.

У детей с различными нарушениями отмечается неспособность установить сходства и различия предметов и явлений по существенному признаку.

Игровые материалы Фребеля, в моей работе, помогают ребятам воспринимать абстрактные математические концепции, используя конкретные геометрические фигуры. Помогают развивать навыки: классификации, сортировки, сравнения, выполнения по образцам, составления логических цепочек, прикидывания, выполнения простых математические действий сложения и вычисления.

Считаю, что эти игровые дидактические материалы, или «Дары», как их поэтически называл Ф.Фребель, помогают способствовать у детей развитию детского любопытства, творчества и умения решать различные задачи, являются полезным толчком для детей в активизации к достижению результатов своей деятельности.

Показательно, что наборы  игр Фребеля являются наиболее эффективными не только для раннего воспитания детей, но и при коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, более старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - это влечение и инстинкты, основная его деятельность, стихия в которой живёт. В игре ребенок выражает внутренний мир посредством изображения внешнего мировоззрения.

Игровые наборы Фебеля полностью соответствуют требованиям ФГОС. Эстетичные, безопасные для использования, предназначены для организации совместных игр взрослых и детей,  самостоятельных игр, продуктивных и познавательных исследований.

Система Фридриха Фребеля разделяет игры на три категории: формы знания (математика / наука), формы жизни (относящиеся к предметам, найденным в жизни / мире ребенка) и формы красоты (абстрактные узоры и рисунки).

Свою систему работы с ребенком я начинаю с категории Форм Жизни, а затем позже перехожу к категориям Формы Знания и Формы Красоты. Детям всегда нравится строить вещи из своего мира. Представление того, что знакомо, — прекрасный опыт для детей дошкольного возраста.

В категории ФОРМЫ ЖИЗНИ  использую фигуры для представления вещей из жизни ребенка. Сфера — апельсин, цилиндр — детская бутылка или колесо, куб — это дом и т.д. Уложенные части по-разному, например, цилиндр на кубе и сверху сфера создают человека. Можно покрутить сферу и цилиндр. К этой категории относятся «Дары» №1,№2.

По экономическим причинам их, я заменила «Развивающим набором для самых маленьких»  и игровым набором  «Цвет и форма» серия «ЭКСПЕРИМЕНТ» из серии Ф.Фребеля.

«Развивающий набор для самых маленьких» используется мной на первых коррекционо-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ в первую очередь как диагностический. При взаимодействии ребенка с предметами из этого набора, сразу можно фиксировать, насколько у данного ребенка развиты: мелкая моторика, концентрация внимания, пространственное мышление, воображение и коммуникативные навыки.

Ребенок с неразвитой мелкой моторикой, при использовании этого набора, формирует и закрепляет свои ощущения от физического мира - держать, катать, махать, бросать и наблюдать за ним. Главной целью в этой работе является закрепить у ребенка с ОВЗ умение различать цвета и формы, сопоставлять предметы, определять направление движения (ориентировка в пространстве), развивать пространственное мышление.

Игровые наборы Ф.Фребеля являются мобильными методическими комплексами, позволяющими изменить ход игры в соответствии с желаниями и возможностями ребенка.

Примеры игр представлены в аннотации к каждому набору, автор А.В.Соколова.

После освоения ребенком знания цветов, форм, геометрических тел, понимания количества, движения предлагается игровой набор Ф.Фребеля «Цвет и форма», для закрепления полученных знаний.

Данный набор закрепляет и обогащает полученный ребенком сенсорный опыт, а также способствует продолжению формирования представлений о геометрических формах и фигурах, закрепляет навыки сравнивания и классифицирования предметов по одному или двум признакам, формирует понятия «множество» и «часть и целое», учит действовать по правилам.

Постепенно, от объектов настоящего мира ребенок перемещается в абстракцию и погружает в науку через игру Ф. Фребеля.

Перейдя во вторую категорию ФОРМЫ ЗНАНИЙ  мы с ребенком начинаем разделять тела, называя геометрические фигуры. Учимся сортировать их. Ребенок начинает самостоятельно подсчитывать количество тел или количество поверхностей, краев, углов и т.д. Он знакомится с понятиями пространства над/под, спереди/сзади, вверх/вниз, напротив, после и т.д. Полученные знания помогают ему обнаружить простые концепции физики - некоторые из тел могут кататься (сфера, цилиндр), а некоторые стоят (куб, цилиндр). Изучая эти свойства, у  ребенка развивается самостоятельный интерес (любопытство).

В занятиях этой категории также мной используются наполнения первых двух наборов, но с добавлением третьего набора Ф.Фребеля «Чаепитие друзей» серия «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО».  В его содержание входят составляющие «Даров» №7,№8,№9,№10.

В игровом процессе с чередованием данных наборов ребенок получает возможность в формировании не только понятия пространства, но у него начинается формирование эстетического вкуса при создании композиции по правилу. При проигрывании бытовых ситуаций с приемом гостей развивает культуру общения за столом, что способствует активному речевому развитию. Украшая праздничный пирог, формируются и закрепляются понятия симметрии, развиваются свои счетные навыки и мелкая моторика.

Третья категория ФОРМЫ КРАСОТЫ помогает ребенку научиться создавать узоры и рисунки путем вращения твердых тел. Вращая одно тело, ребенок обнаруживает, что,  можно увидит форму другого. Например, вращение цилиндра создает сферу, а вращающийся куб, образует цилиндр. Вращать тела можно на палочке или нитке — скручивая и отпуская нить.

В данной категории при обучении  навыкам плоскостного конструирования, использую также аналог игрового набора Фребеля "Мозаика геометрическая 3D" самостоятельно изготовленный из трех квадратных зеркал (20см х 20см)  Она также развивает внимание, память, пространственное мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику, навыки 3D моделирования.

При изучении опыта работы коллег, я пришла к выводу, что наборы «Даров» часто используются не по методике Фридриха Фребеля. Не закладывается в обучение принцип «трансформация, а не полное разрушение». В основном наблюдается концентрация на одной категории игр Фридриха Фребеля — «Формы жизни», а наборы используются сразу все, как один большой конструктор/мозаика. Наблюдается нарушение порядка обучения, который Фридрих Фребель обозначил номерами подарков. Это переход от объемных объектов к двумерной абстракции.

И тут нет никакой вины сообщества, так как на русском языке не найти описаний фундаментальных принципов методики Фридриха Фребеля.

Три фундаментальных принципа методики Фридриха Фребеля:

1. Всё в мире переходит из одного в другое. Учим ребенка не «строить с нуля», а трансформировать за счет небольших изменений и возвращаться к исходному.

2.  3 игры. Формы жизни — создаем объекты из жизни ребенка. Формы знаний — создаем геометрические формы и открываем ребенку научные термины. Формы красоты — создаем узоры и симметричные рисунки.

3.  Следуем из реалистичного трехмерного мира в абстрактное двумерное измерение.

Какие пособия использовать по методике Фридриха Фребеля?

Я могу порекомендовать использовать западные пособия, так как там уже на протяжении 150 лет методика практикуется без искажения.