Растройства аутистического спектра (РАС)
Причины развития РАС.
Причинами нарушений аутического спектра считаются генетические факторы и среды. При этом генетическая предрасположенность составляет 64–91% случаев всего. До сих пор не исследован механизм передачи родителей детей к детям, однако медики выяснили, что самый большой риск развития передачи однояйцевым близнецам.
Есть еще и иные причины РАС:
- Сердечно-сосудистые заболевания и болезни обмена веществ.
- Причины возникновения аутистического расстройства связаны с генезом даунского синдрома, ломки X хромосомы и фенилкогенотрией.
- Недостойность плода - это недоношенность. Есть определенные связи между этим нарушением и патологическим фактором, воздействующим на центральный нерв в периоды кризиса. Таким образом, если ребенка родят недоношенные, он автоматически попадает в рисковую группу.
- Возраст родителя. Возраст родителей в момент рождения имеет прямую связь с развитием аутизма. Группу риска составляют дети, чьи отцы старше 50 лет, а матери 35-40 лет при зачатии. Также РААС развивается в младенцах, рождённых несовершеннолетними мамами.
- Аутизм чаще диагностируется у мальчиков, около 4-5 раз больше, чем у девочек. Многие ученые пишут о причинах экологического воздействия этих нарушений. Выявлен определенный список потенциально опасных веществ, способных спровоцировать развитие аутистических расстройств: полиэтиленовые дифенильные, свинецовые, углеводородные и инсектицидные вещества и выхлопные трубы автомобиля. Но до сих пор не доказано точную связь между этими веществами и развитием РАС.
Признаки и проявление РАС.
РАС представляет собой уникальную смесь симптомов, зависящую от уровня нарушения, а также от того, насколько именно она влияет на поведение ребенка. Некоторые дети проявляют признаки аутизма в первые месяцы жизни. Это отсутствие визуального контакта и других проявлений.
В то же время другие ребята могут нормально вести свою жизнь в первых годах жизни, но затем возникают изменения в поведении – они отстраняются, теряют навыки вербального общения, которые ранее приобрели.
Различия есть и в интеллектуальном уровне. У некоторых детей могут быть проблемы с учебой, а у других детей могут быть нормальные или даже высокоинтеллектуальные уровни. Они прекрасно изучают и понимают информации, но интерес к общению с другими людьми не имеют, при этом плохо адаптируются к социальной ситуации.
Основные признаки аутистического расстройства:
- Проблемы коммуникации. Дети, страдающие от этого расстройства, не могут близиться к другим людям, инициировать беседу или поддерживать диалог. Они не могут сопротивляться и делиться своими чувствами.
- Ухудшение социальных взаимоотношений. В понимании ролевой и чувственной точки зрения отношений между людьми существуют проблемы. Дети не участвуют в общем занятии, играх и не участвуют в них, но не участвуют в процессе.
- Проблемы использования и понимания невербальных способов коммуникации. Дети почти не применяют интонации в своей речевой, жестовой и мимической речи. Они, как правило, игнорируют зрительный контакт.
- Сильная связь с окружающими предметами. У детейаутистов наблюдается очень сильная привязанность к любимы предметам, вещам и так далее.
- Нездоровые реакции на внешний раздражитель. При этом существует какаято парадоксальность, что нейтральный сигнал, например, шепот или прикосновение к телу может вызвать крайне негативные реакции, и наоборот такие эффекты, как боль и другие неприятное воздействие, воспринимают абсолютно безразлично.
- Шаблонное поведение. Дети, страдающие аутизмом, нередко имеют повторяющиеся модели поведения и активности. Ребенок может монотонно бегать по кругу и стучать по твердым поверхностям кружкой, часто оказывать патологическую педантичность при расположении вещей, игрушек в помещении. Многие чувствуют сильную необходимость в какомто постоянном и циклическом режиме – строгом распорядке дня, движению по одному маршруту, определённом времени питания и так далее.
- Вербальная стереотипия. Выражается через частичное воспроизведение фраз и слов многократно и безсмысленно повторяющихся слогов, окончание и отдельных слов.
Симптомы нарушения спектра аутизма зависят от сложности нарушения – от легких до тяжелых форм. Например, у большинства пациентов выявляют проблемы с двигательной сферой - походка у них становится тяжелой, возникают небольшие нарушения координации. При тяжелых формах этих нарушений наблюдается полная отсутствие подвижности и речи.